Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

znakomstvo s iskusstvom

Знакомство детей с произведениями искусства: с чего начать?

Наши дети при рождении уподоблены чистому листу, от нас родителей зависит, что мы напишем на нем. Как и ко многим другим вещам, интерес к искусству не возникает сам собой. В силу детской любознательности и неумного стремления к познанию окружающего мира вызвать этот интерес не так уже сложно, но и отбить, к сожалению, тоже очень легко, поэтому надо действовать не спеша и обдуманно. Давайте обсудим знакомство детей с произведениями искусства.

С чего начать знакомство детей с произведениями искусства?

На первом этапе знакомства не нужно пытаться дать детям целостную систему знаний по истории искусства с учетом эпох и художественных стилей. Когда у ребенка появится к этому настоящий интерес, он сможет изучить всё более глубоко. А в дошкольном возрасте знакомство с картинами должно быть просто интересным приключением, игрой.znakomstvo s iskusstvom_1

Предлагаем три способа привлечь внимание ребенка к искусству. Оптимально время от времени прибегать к каждому из них:

  1. Домашняя картинная галерея из любых желаемых репродукций;
  2. Игровые занятия с помощью книг, наборов лото, презентаций, творческих работ
  3. Поход в музей.

Общие рекомендации о знакомстве детей с произведениями искусства.

Перед тем как показывать картины и говорить о них, сначала попробуйте вспомнить себя, свой опыт, что вам самим когда-то очень запало в душу, какая картина или скульптура, пусть даже это какое-то мимолетное воспоминание, просто на уровне ощущений. Попытайтесь рассказать о нем ребенку в простых словах, но очень искренне. Искренность заражает. Поделитесь своими интересами, расскажите, какие картины вам нравятся и почему, что вам по душе. Никогда не стоит апеллировать к официальному мнению искусствоведов и критиков, неважно, за что какое-то произведение ценят другие люди, открывайте с ребенком «свою дверь», через которую вы попадете в мир искусства.

Например, моя мама в молодости коллекционировала марки (как и многие другие в СССР), но она собирала марки с репродукциями картин. Я очень любила смотреть именно этот альбом с марками, потому что он был мамин, он ей нравился, ее искренний интерес без всякого навязывания передался и мне. Я до сих пор помню все картины оттуда.

Одну картину после этого альбома я с того момента нигде не встречала и забыла о ней, но недавно случайно увидела в музее Репина, она называется «Отказ от исповеди». И меня пронзило  удивительное воспоминание из детства, когда я любила подолгу рассматривать эту темную мрачную картину, на которой изображен узник в тюрьме перед смертной казнью. Тогда я подумала, какими же могут быть сильными воспоминания из детства!

Устанавливать какие-то границы на тему того, какие картины смотреть, какие нет – бессмысленно. Любая картина может откликнуться ребенку. У детей развито образное мышление, поэтому им легко зрительно воспринимать живопись, что нам может быть не так привычно. Если ребенок не разделяет ваших предпочтений, то предоставьте ему свободу выбора. Пусть ваше личное мнение станет началом, отправной точкой, а дальше постарайтесь  довериться его собственному интересу.

znakomstvo s iskusstvom_2
Для успешного начала важно научить детей смотреть картины внимательно, объяснить им, что каждая картина имеет свою особую атмосферу, а дальше уже дать волю детскому воображению.

Как говорить с детьми о картинах?

При знакомстве детей с произведениями искусства, интерес ребенка всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к совместному обсуждению: «Кого ты видишь?», «На что он (она, оно) похож?», «Как тебе кажется…?», «Что ты чувствуешь?». Обращайте внимание на такие понятия, как темное — светлое, прозрачное — непрозрачное, толстое — тонкое, четкое — расплывчатое. Можно устроить игру с видоискателем (бумажным окошечком) и просить показывать в него какие-то детали. Пусть ребенок превратится в детектива, которому нужно найти кого-то или что-то.znakomstvo s iskusstvom_3

Дети – прирожденные фантазеры, поэтому хороший способ привлечь внимание ка картине – это подкрепить увиденную картину какой-нибудь придуманной историей. «С ней, наверное, случилось…», «Он появился тут, потому что…». Даже при просмотре абстрактной картины, дети ассоциируют цвет и форму со знакомыми им реальными предметами: синее пятно – с лужей, красную точку – с ягодой… Ничего для нас не значащие мазки превращаются в образы, например, зверей, знакомых героев.

Можно взять альбом с репродукциями и превратить его разглядывание в путешествие от одной картины к другой. Листая его, смотрите, какие цвета появляются, а какие исчезают, потом снова появляются на каждой следующей картине. Также можно наблюдать за формами, позами, фигурами. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять – увлекательная игра.

Если вы уловите какие-то предпочтения у ребенка в картинах, то имеет смысл пойти в музей, чтоб ребенок увидел понравившуюся вещь в реальности.

mg_4086

Знакомство детей с произведениями искусства – это долгий, но очень интересный путь. Надеемся, что вы пойдете по нему рука об руку с ребенком.

Если вам интересно, как можно познакомить ребенка с искусством в игре, скачайте материалы бесплатной недели «Играем в абстракционизм».

Александра Трошина

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало