Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

smeshivaem-i-razdelyaem

Занимательная химия для малышей: смешиваем и разделяем вещества

В статье “Химия для детей: исследуем вещества и их состояния” мы говорили о физических свойствах вещей. Мы уже знаем, что такое физическое тело (любой предмет), вещество (то, из чего состоит физическое тело). А также уяснили, что вещества обладают физическими и химическими свойствами, которыми они и отличаются друг от друга.

На прогулках и дома, во время игр мы с детками ищем физические тела, пытаемся понять, из чего они сделаны. Замечаем, что некоторые штуки даже нельзя назвать телом, например, воздух или морские воды (их называют средой). Исследование обычно происходит так: малыши щупают, пробуют окружающие предметы, а взрослые говорят их названия. Тоддлеры (дети от одного до трех лет) уже пытаются занять активную позицию: они спрашивают, пытаются называть и описывать то, что видят, экспериментируют. А дети и подростки уже в состоянии овладеть всем инструментарием науки ― помимо экспериментов они могут заниматься моделированием, изобретать что-то. Занимательная химия для малышей поможет с самого раннего детства заложить интерес к веществам, окружающим предметам, природе. Ведь вокруг столько всего интересного, и так хочется сотворить что-то со всем этим!

В этой статье мы поговорим о первых экспериментах, которые можно провести со своими маленькими исследователями, о первых научных играх на улице и в квартире с использованием наших знаний о свойствах веществ. Итак, приступаем к практическому изучению простой науки для детей ㅡ химии и ее составляющим.

Играем с сортерами и крупами

Одно из первых занятий, которое формирует аналитическое мышление ― это игра с сортерами и крупами. Сортеры ― это развивающие игрушки, где нужно опускать фигурки в прорези, подбирать нужные, подходящие.

Играя с крупами, обратите внимание малыша на различие формы, цвета, запаха и вкусы крупинок.

himiya_igry_krupa

Предложите рассортировать, поиграть в химика, который разделяет два (три, четыре…) вещества, наводя порядок в лаборатории. Если добавить в крупу винтики, позаимствовав их у папы, можно отделить их с помощью магнита, который также можно взять у главы семейства. Если это первое знакомство с магнитом, этот опыт особенно впечатлит ребенка.

Занимательные опыты по химии: эксперименты  с водой и маслом

Еще одно занятие, которое заинтересует вашего “помощника” на кухне, — это игры с водой и подсолнечным маслом. Для этого придется запастись пол-литровыми пластиковыми бутылочками или плотно закрывающимися баночками и тряпкой ― для вытирания пролитого. Попробуйте смешать масло и воду, сильно встряхивая бутылочку, и вы получите мутную жидкость ― эмульсию (обратите внимание, что молоко ― тоже эмульсия). Дайте бутылочке спокойно постоять и понаблюдайте, как расслаиваются, разделяются жидкости. Капните немного акварельной краски и понаблюдайте, как окрашивается вода, а масло ― нет. Это потому что они имеют разные свойства: есть вещества, которые растворяются в масле, а другие ― в воде.

himiya_maslo-i-voda

С детьми четырех-семи лет можно натереть на терке морковь, растереть с маслом. Затем нужно отжать последнее и сравнить цвет с чистым маслом. То, что было с морковью, станет оранжевым. Это потому, что в масле растворился витамин А, который есть в моркови и который полезен для глаз. А в воде он не растворяется!

Химические игры в песочнице

Занимательные опыты по химии есть возможность проводить в самой обычной песочнице. Химические эксперименты с песком вряд ли оставят равнодушными любого ребенка. Возьмите с собой на прогулку бутылку воды, вату и воронку (используется на кухне для переливания жидкостей). Если вы на отдыхе (море, река), воду брать не надо. Ну и, конечно, понадобятся лопатки и ведерки. Что можно делать: взбалтывать воду с песком и смотреть, как образуется суспензия или взвесь (пример взвесей ― побелка, краски), отстаивать и наблюдать, как частицы песка оседают на дно бутылки или ведерка. Можно поместить ватку в воронку и процедить (профильтровать) сквозь нее смесь песка и воды. Фильтрация ― тоже способ разделения веществ. После этих экспериментов будет полезно обратить внимание детей на то, что фильтр для воды работает таким же образом. Деткам постарше можно поручить отфильтровать на кухне компот через марлю.

Простая наука для детей: продолжаем разделять вещества

Нельзя забыть еще об одном зрелищном способе разделения веществ — кристаллизации. Вашего малыша вдохновит идея вырастить дома кристаллы соли и сахара, приготовить очень насыщенный раствор поваренной соли. Для этого нагревайте воду на печке, добавляя соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

himiya_eksperiment_sol

А затем опустите кастрюльку в миску с холодной водой и посмотрите, как в кастрюльке “пойдет снег”. Деткам шести-семи лет это уже будет интересно.

Занимательные опыты по химии, предложенные в этой статье, не требуют особенных приготовлений, специальных реактивов и посуды. Все используемые вещества и предметы окружают нас каждый день, и изучать их можно играючи и между делом, без занудных лекций и сидения за партой. Также занимательная химия для малышей — это отличная альтернатива традиционным играм в песочнице. А как вы играете с веществами?

Ольга Лебедкова, биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем,  мама трехлетней непоседы

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало