Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

zametki triz-mamy_1

Заметки начинающей ТРИЗ-мамы. Часть 1

Свершилось! Наконец я пощупала на практике, что такое ТРИЗ для дошкольников. Целый год ходила вокруг да около этой темы и все никак не могла решиться. Читала разные статьи по ТРИЗ — педагогике, описания игр на сайтах, смотрела видео. И мне казалось, что для моей малышки в три годика это все слишком рано, слишком сложно. Да и сама расшифровка звучала совсем не по-детски: Теория Решения Изобретательских Задач. Особенно настораживали видео по ТРИЗ для дошкольников: на них четырех — пятилетние дети не играют, а обучаются как настоящие школьники.

И не смотря на все это, я — таки решилась на эксперимент! Для знакомства на практике пошли мы с доченькой играть в «Дед Мороз и ТРИЗ». Меня привлекла фраза «речевое развитие» и то, что курс длился всего две недели. Вполне достаточно, чтобы понять — стоит или не стоит нам в это ввязываться в наши три с половиной.

триз для дошкольников

И я очень рада нашему знакомству с ТРИЗ.

Что же изменилось у меня в голове и в отношении к ТРИЗ для малышей?

Это очень нужно и полезно не только для ребенка, но и в первую очередь для самой мамы.
Вы, наверное, знаете о трёх этапах обучения детей:

  1. Сначала малыш наблюдает за мамой и другими близкими, и мы делаем все вместо него, показываем, рассказываем.
  2. Потом малыш начинает копировать нас, и мы уже делаем вместе с ним в качестве помощников.
  3. И наконец, наше чудо все делает сам и даже без свидетелейJ

Так вот, на первых двух этапах мама очень нужна, и эти два этапа как раз попадают на ранний период малыша от рождения и до пяти лет (условный возраст на мой непрофессиональный мамский взгляд).

В эти периоды многое зависит от мамы, и ей надо самой хорошенько потрудиться над собой, структурировать информацию в собственной голове, прежде чем выдать ребенку. У меня, как и у многих знакомых мам, происходят остановки, заминки, длинные паузы. Чаще всего мы думаем на автомате и затрудняемся в ситуациях, когда нужно построить диалог с ребенком. Слов в голове много, игр в интернете начиталась и насмотрелась, а подобрать нужные сложно, с какого конца начать — не понятно.

Вот тут и приходит на помощь ТРИЗ-педагогика.

Возьмем одну из схем — «Признаки предметов». Распечатаем на листе бумаги А4, повесим на стену, и вот уже есть четкий план: что говорить, что обыграть, как это сделать. Появилась четкость и ясность, какие игры отобрать по конкретной теме, будь то дождик, животные или мир человека.

Для меня самой очень важно понимать, что я делаю и зачем. Мало следовать плану игр из очередной «развивашки», в которую собрано все подряд. Хочется осознанно подбирать и обогащать игровой материал из разных источников по определенной схеме и самой решать что, когда и как делать. Не хочется морочить себе голову вопросами: «А все ли я показала или рассказала, достаточно ли этого? А может еще что- то надо добавить сейчас или потом?»

С четкой схемой перед глазами очень просто разобраться, что рассказать или показать сейчас, что отложить на попозже, и самое главное точно знаешь, что ничего не упустишь. И этого становится спокойно.

А что же дочка? Какие отношения сложились у нее с ТРИЗ-играми?

В качестве примера приведу схему по загадкам и ассоциациям.

На первый взгляд схема кажется очень простой! Но поиграв по ней всего один, день дочка стала анализировать все вокруг и сравнивать. И я услышала от нее такое: «Мама у тебя глаза, как сапфиры в снегу, и у меня тоже!». Приятно услышать такое от собственного ребенка в столь юном возрасте, правда?

А вот загадка, придуманная дочкой самостоятельно в свои 3,7 годика. Отгадайте:

*****
Живет на улице и любит сладкое, но не собака
Летает, но не птица
Длинный носик, но не пчелка
Кто такой?
*****
Отгадали? Здорово!

И это всего лишь малая часть из того, что дочка стала говорить и главное как думать всего лишь после двух недель нашего общения в Дед Мороз и ТРИЗ — просто игровой развлекательной программы с небольшими элементами ТРИЗ для дошкольников.

дед мороз и триз

А что будет дальше, если вникнуть в это глубже и применять каждый день? Я уже хочу в это все окунуться и понимаю, что мне, как маме, надо будет над собой основательно поработать.

Обязательно буду писать и дальше о нашей с дочкой ТРИЗ-жизни.

А вам в первую очередь рекомендую открытый мастер-класс «ТРИЗ для дошкольников: Сильное мышление и успех современного ребенка». Именно после его прослушивания у меня, наконец, появилась целостная картинка ТРИЗ-педагогики.

Светлана Олишевская

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало