Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

dialektika

Зачем ребенку диалектика или как использовать ТРИЗ для развития креативных способностей у детей

Как и любая мама, я мечтаю о том, что мой сын будут счастливым и успешным человеком. Наблюдения за жизнью раз за разом убеждают меня в том, что успешные люди далеко не те, кто хорошо учились в школе, а те, кто своим воображением разрушают шаблоны и стереотипы, ищут что-то новое в привычных предметах. Так были созданы компьютеры, изобретен интернет, самолет и многое другое. Поэтому я всегда подчеркиваю важность развития творческого мышления детей. И сегодня мы поговорим о диалектическом мышлении, как части сильного творческого мышления. Впервые важность развития диалектического мышления у дошкольников подчеркнула ТРИЗ-педагогика. Но давайте по порядку.

О диалектике замолвлю я слово

ТРИЗ придумал наш соотечественник Генрих Альтшуллер, положив в ее основу принципы диалектики. Если объяснять максимально просто, диалектика говорит о том, что противоположностей не существует даже в рамках одного предмета. Вот камень, он недвижим и в тоже время постоянно движется, ведь каждый атом в нем совершает свой путь. Наверное, поэтому дети так легко и быстро понимают игры на основе ТРИЗ, ведь они позволяют вольно и легко обращаться с миром, который для взрослых стал привычной ежедневной рутиной. К сожалению, современное образование почти не использует диалектические методы и игры на основе ТРИЗ, делая упор на развитие логики. Не спорю, логическое мышление очень важно, но оно всегда подразумевает единственно верное решение любой жизненной задачи. Мне кажется, что дети, вооруженные алгоритмом решения изобретательских задач, даже проигрывая, получая двойку, теряя любимую игрушку на улице, умеют видеть в ситуации не только отрицательный момент, но и огромное число возможностей для дальнейшего развития.

ТРИЗ – игры для дошкольников  — с чего начать?

А начнем мы с самого простого. Диалектические задачи для дошкольников начинаются с поиска противоположностей в окружающих ребенка предметах. Они очень нравятся и малышам, и детям постарше, поскольку их мир соткан из противоречий, благодаря которым сказочные герои и волшебство легко вписываются во все их занятия.

Игра 1. Скажи наоборот.

триз игры для дошкольников2Знакомимся с антонимами. Игра очень простая: ребенок должен подобрать к названному вами слову его противоположность. Кстати, ее простота позволяет играть в нее очень быстро и в любое время. Можно использовать мяч.

С малышами от трех-четырех лет подбирайте антонимы к существительным (лето-осень, ночь-день), прилагательным (веселый-грустный, верхний-нижний), глаголам (ломать-строить, надеть-снять), наречиям (низко-высоко, тепло-холодно). Когда вы видите, что ребенок готов, можно меняться местами с ребенком: пусть он называет вам слова, а вы – противоположности к ним (думаю, ваши специальные ошибки сделают совместную игру еще более радостной).

С шестилеткой игра «Скажи наоборот» будет иметь огромный успех после прочтения сказки. Пусть малыш назовет героев, противопоставленных друг другу по разным признакам, чертам характера.  К примеру, в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» есть такие противопоставления: добрый Иван — злые братья, легкомысленный Иван – серьезный Волк. Начать можно с только что прочтенной сказки.

Игра 2. Открытие противоположностей.

Бывает так, что противоположности встречаются нам в одномтриз игры для дошкольников1 предмете (объекте, явлении). Эта игра подойдет и для дома и для прогулки.  Четырехлетние дети с удовольствием поищут твердое и мягкое на дереве (твердая — кора и ветки, мягкое – листья и почки) или на доме (твердый кирпич и мягкий мох). Чтобы эта игра не наскучила, попросите малыша оценить каждый признак с позиции хорошо-плохо: твердая кора – это хорошо, ведь дерево защищено от ветра и холода, а плохо, если она отпадет и упадет кому-то на голову.

Такие прогулочные игры можно продолжить и с пятилетними детьми, только теперь пусть они ищут противоположности сами, а ваша задача – назвать предмет, в котором их нужно найти. Какие противоположности есть у витрины магазина (прочность и хрупкость), у пробегающей мимо собаки (мягкая шерсть и твердые зубы) и так далее.

В пять-шесть лет можно поискать противоположности внутри какого-либо общего признака, например, «формы» предмета. Ребенок должен не просто назвать антонимы, спрятавшиеся внутри этого понятия (плоский-объемный), но и назвать предметы, где они проявляются (мяч на картине плоский, а если в него играть — объемный).

Отличный материал для этой игры с шестилетним ребенком также предоставляют сказки. Вот только в ней, в отличие от «Скажи наоборот» нужно искать противоположности уже в рамках одного и того же героя. В той же сказке «Иван-царевич и Серый Волк» волк проявляет себя и как злой персонаж, который съел коня героя, и как добрый, когда помогает Ивану.

триз игры для дошкольников3Игра «Открытие противоположностей» пригодится в очередях, в дороге и во время долгих ожиданий. По очереди называйте пару противоположностей любого предмета по одному признаку. Обычный ключ может стать отправной точкой такой игры: вы видите, что он по цвету тусклый и блестящий (металлическая часть блестит, а пластиковая нет), а малыш отмечает его производительность – нужный и бесполезный (нужен, чтобы открыть дверь, но от сломанного замка), в свою очередь вы замечаете его форму – узкий в железной части и широкий в пластиковой. Такая игра не требует дополнительных приспособлений, кроме тех, что есть вашей сумке.

Я рассказала только о некоторых задачах ТРИЗ, которые помогают дошкольнику развить сильное мышление. Оно научит малыша избегать шаблонов, мешающих достижению успеха. Мне сложно даже представить, кем бы каждый из нас был сегодня, если бы в детстве нам помогали развить не логическое, а диалектическое мышление. О других играх, развивающих диалектическое мышление у детей, читайте в скором времени в следующей статье.

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало