Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

himiya_veschestvo

Химия для детей: исследуем вещества и их состояния

В статье “Химия для малышей: страшная и не очень” мы начали разговор о естественной науке, которая очень важна для понимания устройства окружающего мира и которую легко можно начать изучать в любом возрасте. Мы ㅡ взрослые, действительно знаем достаточно много, только наши знания кажутся нам сами собой разумеющимися, обыденными и скучными. Но для малышей та же самая информация является новой, чудесной и увлекательной. А, если назвать все, что видим вокруг ㅡ “химическими словами”, реальность приобретет новую, таинственную окраску. Ну и, конечно, опыты по химии для детей мало кого оставят равнодушными.

Все предметы в мире ученые называют физическими телами (чашка, ложка, крупинка соли, кусок сахара, капля дождя, камень, палка, игрушки и т.д.) Они бывают разной формы, например: шар (мячик), куб (кубики), неправильной (стул, кукла и т.п.). Тела могут быть разной массы (легкий, тяжелый) и объема (большой, маленький).

Тела состоят из веществ, которые имеют физические свойства. Они могут быть твердыми, жидкими или газообразными; цветными, блестящими; иметь запах; растворяться в воде и масле; быть твердыми, хрупкими или мягкими. С помощью приборов определяют температуру, при которой вещество плавится, кипит, а также плотность, теплопроводность и электропроводность. Чуть позже поговорим о химических и физико-химических свойствах.

Опыты по химии для детей двух-четырех лет

С малышом двух-четырех лет для изучения свойств веществ можно провести такие занятия:

  • Когда малыш размазывает кашу по тарелке, прокомментируйте ее свойства: вязкость, прилипчивость, температуру, пластичность, форму и объем.
  • Во время мытья рук назовите вещество ㅡ “вода”, обратите внимание на ее свойства: жидкость, прозрачность, температуру, форму. Продолжите занятие на кухне. Налейте немного воды в бутылочку и сравните с бутылочкой масла. Капните каплю масла и каплю воды на деревянную досочку или пластиковую поверхность, затем рассмотрите, сравните. Слейте обе жидкости в одну бутылочку, обсудите, что получилось.

himiya_veschestvo_1

  • Исследуйте с малышом лед, жидкость и пар. Для этого предложите потрогать лед (холодный), жидкую воду, затем нагрейте ее в кастрюльке (горячо!) так, чтобы пошел пар и покажите, как вода превращается в пар. Если идет пар, значит очень горячо! Закройте кастрюльку крышкой и покажите воду, которая на ней появляется ㅡ конденсат. Здесь будет очень уместно рассказать о том, что вода, а также многие вещества при разных условиях (например, температуре) могут быть в разном состоянии: твердом (лед), жидком (вода), газообразном (пар).
  • Вот еще безопасное и увлекательное исследование. Подготовьте тарелочки с солью, сахаром, печеньем и небольшими вымытыми игрушками (пластиковой, плюшевой, деревянной). Также понадобится металлическая ложка. Предложите малышу их понюхать, попробовать на вкус, пощупать. Назовите, какие эти предметы. Бросьте их в воду и посмотрите, что произойдет.

himiya_veschestvo_2

  • Кроме опытов по химии для детей будет полезно, если вы будете обращать их внимание на то, из чего сделаны предметы: стул ― из дерева, шоколад ― из какао, молока и сахара, ложка ― из металла, пакет ― из пластика/полиэтилена. Это можно делать везде : и дома, и на прогулке и т.д.

Химия для детей возраста два-четыре года, как вы видите, предполагает проведение достаточно простых опытов, но это не значит, что они не интересны малышам. Все те же занятия с более подробными и научными объяснениями вполне подойдут и для деток постарше (пять-семь лет). В продолжение можно добавить более сложные опыты.

Изучаем вещества с детьми постарше: от пяти до семи

  • Вот один из самых любопытных опытов по химии для детей. Предлагаем вам собрать с ребенком прибор для проверки электропроводности. Для этого понадобится всего лишь дешевый фонарик с батарейками и изолированная проволока, а также ножницы, нож и изолента. Фонарик разбираем и соединяем последовательно, предварительно зачистив провода. Изолируем места соединений, крайние концы оставляем оголенными. Их можно прикладывать к различным предметам в доме и на улице, опускать в воду, песок. Если лампочка горит, значит ток проходит через вещество, и оно обладает электропроводностью.
  • Если есть безопасная электрическая печка с устойчивой кастрюлькой и подходящий электронный термометр, то можно измерить температуру плавления шоколада и сливочного масла.
  • Теплопроводность разных тканей (шелк, хлопок, шерсть, мех) можно испытать и сравнить с помощью бутылки с горячей водой и секундомера: засекаем время, за которое ткань прогревается и сравниваем. Чем оно больше, тем меньше теплопроводность.

Все вышеописанное можно делать каждый день параллельно с другими занятиями или играми, на прогулке. Таким образом, ребенок накапливает информацию о веществах и их свойствах, причем не теоретическую, а опытную, образную, живую. В будущем, в школе, он легко усвоит теоретические сведения. Он будет обращать внимание на свойства предметов и задумываться об их устройстве, поскольку привыкнет делать это с детства.

himiya_veschestvo_3

Надеемся, что вы уже поняли, что химия для детей может быть очень увлекательной, и  эта статья вдохновила вас на научно-познавательные исследования с вашими малышами! В следующей статье мы поговорим о том, как играть с веществами и разделить их, зная их свойства.

Ольга Лебедкова, биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем,  мама трехлетней непоседы

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало