Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Воображая, запоминаем

В цикле статей «Что на что похоже» мы говорили о важности такого психического процесса как воображение и о способах его развития. А сегодня будем разбираться, как богатое воображение может стать основой памяти, помогать эффективно запоминать информацию, причем в очень немалых объемах.

Часто родители жалуются на плохую память ребенка. Мы расскажем о том, как легко изменить ситуацию и как это сделать легко и непринужденно. Ведь воображение и фантазирование — это естественная стихия для детей. И, осваивая подобные способы запоминания, вы будете помогать малышу развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности.

Последовательные ассоциации
Для начала задание и для вас, дорогие родители. Постарайтесь запомнить следующий ряд слов в том порядке, в котором они записаны. Подсчитайте, сколько удалось воспроизвести.

Колокольчик, заяц, банка, перо, солнце, кисть, барашек, перья, нитки, река.

Основной метод развития памяти, который опирается на воображение, называется метод ассоциаций. То есть создание определенных связей между двумя объектами. При этом воспоминание об одном объекте автоматически, как за ниточку, вытягивает образ другого.

асс.

Именно этот прием лежит в основе одного из методов опосредованного запоминания, который используется психологами, в том числе в методике Макото Шичиды. Для того, чтобы воспроизвести ряд произвольных картинок, нужно последовательно связать их в рассказ, какую-то историю, пусть самую странную и абсурдную.

Например, дан ряд слов: черепаха, стол, перчатки, верблюд, зефир, зонтик, смерч, завод, труба, плюшки, диван.

Составляем следующую историю:

На спине ЧЕРЕПАХИ стоял СТОЛ. На ее ногах надеты ПЕРЧАТКИ. Мимо черепахи проходил ВЕРБЛЮД и плюнул в нее ЗЕФИРОМ. Она раскрыла ЗОНТИК и прикрылась им, чтобы зефирки в нее не угодили. Затем презрительно чихнула. Да так сильно, что создала целый СМЕРЧ, который понесся в сторону хлебоЗАВОДА и всосал в себя через ТРУБУ в здании все ПЛЮШКИ, которые там выпекали в течение дня. А потом вихрем помчался в город ДИВАНск, и все плюшки просыпались на его улицы.
Теперь достаточно мысленно воспроизвести придуманную историю, и каждое следующее слово будет вытягиваться из памяти предыдущим. Причем без всякого напряжения. К тому же слов может быть поражающее количество, почти бесконечное.

Чем нелепее, чем абсурднее будет рассказ, тем он лучше отпечатается в памяти, которая всегда лучше реагирует на что-то яркое, неординарное. Поэтому «бестолковость» и «безумность» получающейся истории не должны вас смущать.

А теперь, уважаемые мамы и папы, попробуйте таким способом запомнить список слов, предложенный вам выше. Вы будете приятно удивлены.

Чтобы овладеть методом ассоциативного запоминания, возьмите сначала любые два слова и придумывайте как можно больше связок между ними. Играйте вместе с ребенком. Сначала вы придумываете предложение-связку — потом он и так далее. У кого из вас получится больше? И помните — лучше, если связи будут как можно более неожиданными и странными.

Например, поиграем со словами «вода» и «тапок».

вода и тапки

• Из тапка пьют воду, как из стакана.
• Тапок, как корабль, плывет по воде.
• Бурлящая вода в реке огибает камни в форме тапка (помните, мы придумывали, на что похожи каменные глыбы и скалы? Почему бы не на тапок?)
• Падчерица уронила ведро в колодец и принесла воды в тапке, как в ведре.
• Новая модель тапок: тапки, которые выплескивают струю воды каждый раз, когда наступаешь на подошву.
• Пожар тушили водой, пирогами, блинами и тапками.
• Горизонтальная поверхность тапка похожа на дно реки, а носок – это пещера, куда втекает речная вода.

Тем же способом мы можем запоминать не только картинки, но и все что угодно, например, цвета. Сделайте разноцветные карточки и, не глядя, вытягивая одну за другой, сочиняйте последовательную историю. При этом предварительно мы установим еще и связи-ассоциации между цветом и определенным предметом, допустим, желтый — это цыпленок, зеленый — болото…

Например: желтый, зеленый, оранжевый, голубой, белый, красный, черный, розовый.

Цыпленок (желтый) увяз в болоте (зеленый). Мимо бежала лиса (оранжевый) и помогла ему выбраться. Счастливый цыпленок направился к полянке с незабудками (голубой). Лиса с белым кончиком хвоста (белый) ему крикнула: «Фу, какой невоспитанный цыпленок! А спасибо?» Цыпленок тряхнул маленьким красным гребешком (красный), спохватившись, вернулся обратно к лисе, коснулся ее черной лапки и пропищал: «Спасибо!» А лиса его взяла и съела (розовый язык).

Видите, иногда и целые сказки получаются. Теперь вспоминаем её, и слова, которые необходимо было запомнить, воспроизводятся сами собой.

Для «цветовых запоминалок» можно вырезать много разноцветных кругов из картона, перемешать и положить их обратной стороной вверх. Теперь по очереди с малышом вытягивайте кружки, выкладывайте их на стол, последовательно включая цвета в рассказ. Потом перемешайте круги и начните снова вытягивать и сочинять. Каждый раз будет получаться новая веселая история.

image 1
А вот как легко запоминаются геометрические фигуры:

рис 2

Мама решила испечь пирог (прямоугольник). Для начинки она порезала кружочками помидоры и колбасу (круг). Отрезала ножом (прямая) кусок и дала дочке (треугольник — половинка ее банта). Девочка откусила кусочек (волнистые линии — нижняя и верхняя челюсть). Ей показалось, что маловато соли, она посыпала пирог щепоткой соли (три точки).

А правда, неплохо и очень полезно, если малыш запомнит ваш номер сотового телефона?
Призовем на помощь тот же способ. Но как придумать историю с абстрактными цифрами? Ну, конечно же, одушевив и вдохнув в них жизнь.

Например, запомним следующий ряд чисел: 0, 1, 8, 3, 2, 9, 4.
В арбуз (0) ткнули иголкой (1), и он лопнул, как воздушный шар, разлетевшись на множество маленьких кусочков. В полете они превратились в полосатых розово-зеленых бабочек (8, перевернутая на бок), которые направились собирать нектар с цветов в венке, который украшал рога одной коровы (3 — рога). Та была такая модница, что носила на каждом копыте туфли (2, перевернутая на бок, — туфля). Однажды улитка (9) подставила корове подножку, и та растянулась посреди поля…
С четверкой продолжите сами. Чем закончилась история?

Связанные ассоциации

Вам потребуется список слов-помощников. Это слова, последовательность которых вы и ребенок хорошо знаете. Например, это может быть ряд слов из хорошо известной сказки или любимого стишка.
Например, в качестве слов-помощников возьмем слова из известной сказки «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, яичко, мышка, хвостик.

u_eec75963c256fe12072d6d1a21c5277a_800

Допустим, даем ребенку следующие задания на сегодня, которые он должен обязательно выполнить, пока мама будет на работе, и ни в коем случае ничего не забыть:

• полить цветы
• сделать подарок-оригами для папы к его дню рождения
• пропылесосить у себя в комнате
• нарисовать картинку, чтобы украсить ею свою комнату
• съесть на обед макароны
• покормить котенка

Теперь берем с малышом последовательно каждое слово из основного списка и связываем его поочередно с каждым предстоящим делом. Вот, что может получиться.

• Цветок распускает лепестки, а в его сердцевинке сидит крошечный, как Дюймовочка, дедушка.
• Баба снимает с плеч платок, раскладывает его на столе и начинает складывать из него оригами.
• Задорно пылесосим курочку.
• Начинаем рисовать картинку, тут сверху пролетает крокодил, сносит яйцо прямо в полете. Яйцо падает на рисунок, разбивается. Вся картинка в прекрасной яичнице.
• Представляем огрооомную макаронину, внутри которой туда-сюда, как в тоннеле, бегает мышонок.
• Кормим котенка рыбьими хвостиками.

Подобные приемы помогут ребенку запоминать информацию весело, без напряжения и надолго. Ведь то, что окрашено положительными эмоциями, намного эффективней.

Следует отметить, что не стоит проводить ассоциативные игры с детьми младше трех лет, потому что у них еще не сформированы элементарные представления об окружающем мире и подобные игры могут препятствовать их правильному формированию (например, курочка, гуляющая по дну океана, или мышонок, съевший кошку).

Очень важным критерием успешности игр на развитие воображения и память является и индивидуальность ребенка. Только родители и самые близкие люди смогут понять, насколько его подопечный готов по возрасту и другим индивидуальным характеристикам.
В следующей статье мы продолжим знакомиться с играми и упражнениями, основанными на активном воображении.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало