Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

мини

Воображая, запоминаем. Часть 2

В предыдущей статье мы знакомились с приемами развития опосредованного запоминания, базирующихся на воображении (методы последовательных и связанных ассоциаций, которые помогают ребенку легко запоминать большой объем разносторонней информации). Сегодня мы продолжаем развивать память малышей, да и свою собственную – тоже.

Метод трансформации
Этот способ запоминания заключается в том, что с каждым объектом мы производим разнообразные изменения, чтобы он в конечном итоге превратился в предмет, следующий в списке. Его можно уменьшать и увеличивать до немыслимых размеров, изменять цвет, материалы, из которых он сделан…
Например, необходимо запомнить ряд слов: табурет, тетрадь, монеты, будильник, воздушный шар, подушка.

image 1

Представляем себе, что ножки стула становятся гибкими и эластичными. Они изгибаются и закручиваются вокруг сиденья рулоном. Но он плоский, раскрываем его и получаем тетрадку в клетку.
Нарезаем ее по клеточкам. Углы каждого квадратного элемента округляются, бумага превращается в металл – вуаля, вот и медные монетки.

Увеличиваем одну из них, в ее центр прикрепляем стрелки, по окружности – цифры. Будильник готов.
Снимаем стрелки и через полученное отверстие начинаем надувать часы. Будильник округляется, его стенки истончаются, цифры осыпаются. Завязываем отверстие ниткой. Примите шарик!
Попробуйте продолжить сами.

А еще список слов можно «записать» на…своем теле. То есть на себе любимом разместить все слова-предметы. Допустим, отправляем папу с малышом за покупками. А, поскольку папина память тоже частенько подводит, предлагаем им этот способ запоминания. Итак, необходимо купить следующее: колбасу, сыр, апельсины, шоколадную пасту, клубничный джем, рыбу, огурцы.
Представляем, как в двух тонких ломтиках колбасы прогрызаем центральные отверстия – получаем прелестную оправу для очков, которые водружаем на нос.
Плавим сыр, а из его тягучих ниточек “вяжем шарф”. Оборачиваем его вокруг шеи.
Шапку сделаем из половинки кожуры апельсина.
Шоколадной пастой изображаем на лице боевой индейский раскрас.
Ногти красим вместо лака розовым клубничным джемом.
На ноги, как лыжи, надеваем по рыбине. А огурцы отлично сойдут за лыжные палки.
Вот в таком воображаемом нарядном одеянии и отправляем ребенка с папой в магазин.

bread-model-food-dress-561x374

Метод Цицерона

Смысл его в том, что мы, мысленно проходя по известному нам реальному маршруту, раскладываем в разных его точках запоминаемые предметы. Это может быть комната малыша, вся ваша квартира или дорога по пути в садик.

Цицерон – древний оратор, который, готовясь к своим публичным выступлениям, чтобы не забыть речь, действовал аналогичным образом.

Итак, давайте разместим в вашей кухне следующий список покупок: молоко, клей, булки, пальто, туалетная бумага, носки, альбом, творог.
Мысленно включаем кран, и из него льется молоко.
Направляемся к холодильнику, который рядом с раковиной. Пытаемся его открыть – не получается, дверь по всему периметру приклеена к коробке холодильника (клей).
Далее на кухне стоит плита. Ее ручки сделаны из круглых мягких булок.
Затем – стол. На нем вместо скатерти расстелено пальто.
Теперь на нашем пути окно. Представляем, что шторы на нем из туалетной бумаги.
Теперь попробуйте продолжить сами, а затем мысленно пройдитесь тем же маршрутом и «соберите» слова.

ф 2
Образные соощущения

Наш мозг запоминает любой объект во всем его многообразии: зрительно, по звуку, на вкус и тактильно. Правое полушарие формирует образ-модель, и только потом уже левое оформляет его в соответствующее слово. Поэтому чем ярче мы представим образ предмета, тем лучше его зафиксирует память.

Проведите эксперимент. Предложите ребенку запомнить следующий ряд слов: банан, роза, котлета, краска, шампунь. Пусть он сделает это механически, не применяя никаких техник запоминания.
Теперь еще раз назовите те же слова, но теперь уже напомните ему, какой запах или аромат у предмета, обозначаемого этим словом.

После этого скажите: «Не пытайся вспоминать слова, вспоминай запахи. Слова всплывут в памяти сами собой, как по волшебству. Попробуем?» Наверняка воспроизведенных слов будет значительно больше, чем в первый раз. Представления о запахах ассоциативно вытянут сами слова, которым они соответствуют.

Теперь проделайте то же самое с другими словами (гром, мотоцикл, дождь, море, воробей ), но теперь предложите представлять их на слух, а эти – на вкус: яблоко, соль, пирожное, лимон, жгучий перец.
Ну и попробуйте почувствовать слова на ощупь следующие слова: еж, вата, утюг, перышко, песок.
Самым же эффективным будет запоминание, когда мы подключим все шесть органов чувств к каждому предмету. Например, нам нужно запомнить слово «персик». Представляем, как этот фрукт ароматно пахнет, какой он сладкий и сочный, как от души мы громко хлюпаем чудесным соком, откусывая от него кусочек. Подумаем о том, какой он пушистенький и бархатистый на ощупь. Подкинем персик в руке – почувствуем его приятную тяжесть.

ф 3

Поначалу может показаться, что вот так всесторонне представлять каждый предмет очень долго и утомительно (как и сочинять абсурдные истории). Но после некоторой тренировки образы будут приходить быстро и без напряжения, а информация запомнится надолго. И поскольку мы помним, что образы в памяти закрепляются надежнее с неожиданными ассоциациями, можно проделать и следующее.

Например, возьмем для запоминания слово «бегемот». Рассмотрите его повнимательнее. Какой он огромный! У него толстые массивные ноги и живот (зрение). Давайте понюхаем его. Ммм…как же он вкусно пахнет молочным шоколадом (обоняние). Лизнем бочок бегемота – надеюсь, он не будет возражать. Да он же сделан из мороженого! (вкус) Погладим бегемотика по спинке. Она пушистая и мягкая на ощупь, поскольку покрыта одуванчиками (осязание). Бегемот раскрыл пасть и как закричит по-вороньи: «Каррр!» (слух).

Пиктограммы

Это еще один метод запоминания, развивающий одновременно и абстрактное мышление. Он пригодится детям, которые еще не умеют писать. И будет полезен взрослым, чтоб не тратить время на написание громоздких слов. Ведь их можно быстро зафиксировать в виде простейшего схематического рисунка.

О зарождении пиктограммного письма мы рассказывали здесь. Скажите ребенку, что в рисунке не надо передавать предмет с точностью до детали, прорисовывать его подробно. Важно вычленить что-то существенное. На каждый рисунок должно тратиться не более двадцати секунд.

Начните с конкретных понятий, таких как дом, кошка, помидор и т.д. А потом перейдите и к абстрактным: радость, тишина, ожидание и т.д.

фото пик

Например, зайца можно изобразить, нарисовав только овал головы и длинные уши, которые и отличают его от других животных. Дружба – две символические руки, держащиеся друг за друга. Праздник – салют или коробка с бантом (подарок). Болезнь – кровать, градусник…
Наверняка, решения ребенка вас приятно удивят.

Чтобы помочь малышу научиться устанавливать ассоциативные связи, можно предварительно поиграть так. Вы выкладываете картинку или называете слово, а ребенок из предложенных рисунков должен подобрать к к нему такую пару, которая поможет ему вспомнить эту картинку (слово). Изображения можно вырезать из старых журналов или скачать из интернета.

Например, вы говорите слово «зима», а ребенок выбирает картинку с изображением рукавичек, «красота» – карточка с закатом. После этого предложите воспроизвести все слова, которые вы называли, глядя на картинки, подобранные к ним вашим сыном или дочкой.

А еще с помощью метода пиктограмм можно запоминать стихи. Здесь не обязательно придумывать картинки на каждое слово, иногда достаточно одного символа для обозначения словосочетания или целой строки.

3 рис

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Николай Рубцов

4 рис.

Когда ребенок пойдет в школу, этот способ поможет ему запомнить материал по окружающему миру, биологии, географии, истории. Ведь он сможет уже почти самостоятельно создавать так называемые схемы-опоры, представляя огромное количество новой информации в виде компактных знаков-рисунков, отражающих главное.

послед

Предложенные выше приемы запоминания помогут и детям, и родителям научиться продуктивно фиксировать в памяти необходимую информацию. И при этом подарят много ярких положительных эмоций, превратив занятие в увлекательную игру.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало