Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

«В небе тучка хмурится» или практика ежедневного наблюдения за погодой

Этот способ изучения явлений природы, который мы рассмотрим в статье, при правильном преподнесении наверняка придется по душе вашим детям.

Итак, наблюдать можно за следующими категориями:

  1. сменой времен года – признаки и приметы каждого из них
  2. течением календарного времени – отслеживание дней недели, месяцев, лет.
  3. временем суток: утро, день, вечер, ночь и признаки их смены
  4. погодой, ее явлениями и их сменой, ежедневной температурой.

Подобное изучение природы очень увлекает детей. Они получают возможность уловить естественный круговорот событий дня-месяца-года, понять, какие явления неизменны, циклически повторяются, а какие происходят непредсказуемо.
времена-года

Различные издания в помощь «наблюдающим»

Существует множество готовых пособий, которые сделают процесс изучения природных явлений понятным и увлекательным. Это могут быть календари всевозможных форм и дневники наблюдений. Что-то из этого вполне можно приобрести в магазине. Например, вы легко сможете найти календари с магнитными карточками или деревянные пособия с движущимися стрелками. Часть из них можно найти в интернете и распечатать на цветном принтере. Расскажу о некоторых, наиболее интересных, с моей точки зрения, вариантах.

У моего сына несколько лет назад появился магнитный календарь, который он до сих пор частенько заполняет. С его помощью можно наблюдать за днями недели, числами, месяцами, погодой, временами года, отмечая их с помощью соответствующих магнитных картинок.  Могу рекомендовать подобный календарь детям лет с пяти, так как в нем используются довольно мелкие магниты с числами месяца, не подходящие для занятий совсем маленьким деткам.

новый коллаж 1

Еще один отличный вариант такого же плана – календарь природы  на магнитах от издательства «Дрофа Медиа». В этом пособии кроме перечисленных выше параметров можно также наблюдать за температурой (прилагаются несколько картонных термометров со средними показателями) и сезонной деятельностью человека.  Хотя, конечно, настоящий прибор для таких измерений (в помещении и за окном) или домашняя метеостанция будут гораздо полезнее.  Также их можно использовать в паре – выяснять реальное значение температуры за окном и выставлять  условный термометр на пособии.

01labifse1346444510

Для малышей больше подойдут пособия с кругами и вращающимися стрелками. Они вызывают очень большое любопытство самим механизмом вращения и отлично демонстрируют цикличность течения времени. Например, очень неплохие подобные пособия делаются из дерева.

682733_550 (1)
Так же можно найти несколько видов больших плакатов, так называемых стендов. В них есть круги со стрелками и термометр с передвижным механизмом для фиксации наблюдений. Множество вариантов подобных плакатов можно найти на сайтах, посвященным различным стендам.

4350083_all

Сами с усами

Если у вас есть возможность  и желание, вы можете изготовить подобное пособие самостоятельно, подобрав нужные вам параметры наблюдений, подходящие картинки и структуру. Тем более, это будет отличной задачей для совместной деятельности с ребенком.  Важно, чтобы ваше пособие было достаточно прочным и износостойким, так как оно предполагает ежедневное применение.  Если есть возможность, его части стоит заламинировать или хотя бы оклеить прозрачной самоклеющейся пленкой или скотчем.

Отличная идея основы для самодельного календаря – магнитная доска. Здесь вы сможете крепить любые схемы для наблюдений с помощью приклеенных сзади специальных «притягивающих» лент и обозначать цветными магнитами наблюдаемые явления и ход времени. Также будет здорово сделать условные значки и стрелки, используя рулонную ленту с тем же самым эффектом (продается в отделах рукоделия) или мягкие магниты – их часто дают во всевозможных рекламных акциях. Кроме этого на доску можно крепить творческие работы ребенка по теме погоды и природы, а так же что-то подписывать и рисовать, если этого требует ваш творческий замысел.

Творчество и наблюдение

Кроме большого настенного календаря, также можно создавать всевозможные творческие проекты совместно с ребенком. К примеру, для демонстрации смены времен года с совсем маленькими детками вы можете сделать дерево со съемной кроной. Это может быть картинка в рамочке – ствол дерева, заклеенный пленкой (например, самоклейкой для оборачивания учебников) или вставленный в папку файл. Наблюдая с ребенком трансформацию кроны на настоящих деревьях,  вы делаете замену на вашем пособии. Весной выращиваете листочки и цветы (из бумаги или пластилина),  летом – плоды. Осенью крона меняет цвет – желтеет,  листва опадает, затем дерево укрывается «снегом» из ваты или того же пластилина. Такая картинка кроме развивающей и познавательной функции будет служить украшением интерьера.

салфеточное дерево

Можно изготовить объемное дерево – окрасить ствол из картонного рулона (от бумажных полотенец) в коричневый цвет. А крону ребенок может сделать из различных материалов в соответствии с сезонными изменениями.  Здесь в ход могу пойти пластилин и соленое тесто, цветная бумага и разноцветные бумажные салфетки (для листьев и цветов), настоящие природные материалы: семена, орехи, сушеные ягоды, засушенные листочки и цветы, шишки и желуди.

весеннее дерево

Еще одна идея – сделать «настоящее» деревце из сухих веточек, воткнув их в вазу или в горшочек с флористической губкой. Затем можно наряжать его в соответствии с сезонами.

image 1

Интересное пособие для малышей по сменам времен года можно изготовить из двух картонных тарелок. Первую необходимо разделить на четыре сектора и создать в каждом  вместе с ребенком картину времени года – весну, лето, осень, зиму – с соответствующими признаками. Это может быть рисунок или аппликация. Во второй тарелочке необходимо прорезать отверстие по  размеру одного сектора. Затем с помощью брадсов ( кнопки с гибкой раздвоенной ножкой, продаются в товарах для скрапбукинга) нужно скрепить два круга между собой за центр. Теперь, вращая тарелку, вы можете следить за сменой времени года. По такому же принципу можно сделать и пособие для наблюдений за переменой погоды.

тарелки

Так же вы можете создать макет улицы из любимых материалов для творчества – с домами, детской площадкой, деревьями – и менять его наполнение в течение календарного года. Зимой может «выпасть» снег из ваты, и тогда  жителям вашей улочки надо будет строить горку и заливать каток. Летом можно устроить бассейн и поставить зонтики от солнца и шезлонги, а весной – посадить пластилиновый огород и разбить цветник! Над вашей улицей может идти дождь, а после него появится радуга. Возможно, вы захотите сделать не макет, а картину с меняющимися элементами.

весна 1

К настенному пособию и визуальному наблюдению вы также можете добавить ведение дневника наблюдений за погодой. Для этого подойдет простая тетрадка, расчерченная по месяцам, дням недели, времени суток (утро-день-вечер-ночь), в которую ребенок будет заносить интересующие его параметры.  Перед тем, как начать вести дневник, придумайте совместно соответствующие пиктограммы для каждого явления: снег, дождь, ветер, солнце и т.д. Если ребенок уже умеет писать цифры, выделите  графу для записи  уличной температуры.

Приложения 

Для ребят постарше будет интересно использовать для наблюдений современные технологии – компьютерные приложения для мониторинга погоды. Такие программы позволяют расширить параметры наблюдения и начать знакомство с физическими явлениями: давлением, влажностью, движением воздуха и т.д.  Также они расширяют географические познания ребенка. Очень интересным и познавательным для детей оказывается наблюдение за мировой погодой.  Приложение позволяет увидеть, как сейчас обстоят дела не только в вашем родном городе, но и в практически любой точке мира. Также вы можете наглядно наблюдать, к примеру, за движениями атмосферных фронтов. Кстати, такие приложения позволяют следить еще и за фазами лунного цикла, что также может быть очень интересно. Наиболее привлекательным с точки зрения широты отслеживаемых параметров и наглядности, на мой взгляд, является приложение eWeather HD.

Наблюдение за природными явлениями развивает в ребенке любознательность, стремление к познанию окружающего мира, пониманию логики событий, расширяет  кругозор и словарный запас. Понимание логики течения  времени снижает у детей тревожность,  объясняет и стабилизирует картину мира, делает ее привычной и понятной.

Через простое наблюдение за повседневным течением природных явлений мы можем постепенно вводить и изучать более глобальные принципы существования вселенной, законы физики и биологии. Уверена, что вы найдете в этой статье идеи, которые придутся по душе вам и вашим детям и введут в ваши ежедневные занятия новую традицию наблюдения за погодой и природой!

Вероника Никитина, педагог-психолог, монтессори-педагог, преподаватель групп детского творчества, мама двух сыновей

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало