Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

В музее кочевых культур: знакомство с другими мирами

С этим удивительным местом я познакомилась еще три года назад, побывав на экскурсии для взрослых в монгольской юрте. У нас была встреча участников похода по Горному Алтаю, на границе с Монголией.

Мы зашли в юрту и попали в другой мир, где время — бескрайнее, как степь, где никто никуда не торопится, люди живут в гармонии с животными и природой. И все это заслуга работников музея: молодых и энергичных людей с горящими глазами. Их живые рассказы, веселые истории из экспедиций завораживают, уносят туда, где ветер и запах горькой полыни.

image 1

Не обошлось и без сюрпризов. На Алтае мы не раз пили хаан-чай — излюбленный монгольский напиток (зеленый чай, сливки, соль), даже привезли его домой в пакетиках. В музее же, в юрте, экскурсовод заварил нам этот же чай, но не из сухого порошка, а на настоящем бараньем жире! И вот тут нашей «цивилизованности» пришлось пройти испытание на прочность. Оценить вкус подлинного напитка, как говорится, — «с душком» — оказалось сложнее!

Новые планы

Мне очень хотелось вернуться в этот музей еще раз. И вот пришла в голову мысль: отправиться в индейский типи с участниками мастерской «Капельки искусства». Ведь мы будем проходить тему «Культура индейцев», так пусть наши детки познают жизнь этого отважного и загадочного народа. Оказалось, что некоторые из участников тоже бывали в этом «волшебном месте» и ушли под сильным впечатлением. К тому же мы были вместе в Третьяковской галерее, и так хотелось встретиться снова и нашей дружной компанией приобщиться к искусству — в этот раз народному и инородному.

В музее

Так что же это за необычное место, что оно из себя представляет? Это «живой музей», в котором под открытым небом стоят подлинные жилища кочевников, привезенные сотрудниками из Монголии, Тибета, Америки, Марокко, Танзании, Чукотки и т.д. Внутри они тоже обставлены полностью в соответствии с традициями их народов. Все предметы быта: утварь, одежда, орудия, а также образцы народного искусства — оригинальные, также привезенные из экспедиций. Их даже вполне можно использовать по прямому назначению.

3

Открывая дверь какого-либо жилища, вы попадаете в гости к семье кочевников и полностью погружаетесь в атмосферу жизни этого народа. Здесь нет обзорных экскурсий, потому что для работников музея важно, чтобы у посетителей не сложилось поверхностного впечатления. Чтобы они глубоко прочувствовали традиции кочевников, каждая экскурсия посвящается жилищу лишь одного народа.

Для посещения обычно набирается группа от пятнадцати человек. Мы решили собрать свой коллектив, где будем мы сами с нашими детками — преимущественно дошкольного возраста. Ведущие экскурсий могут подстроить программу под любую аудиторию, в том числе и для маленьких деток: больше интерактивного общения, игровых моментов. Но, конечно, важно, чтобы ребенок был знаком с темой заранее или хотя бы представлял себе, кто такие индейцы. Базовые знания такого рода определяют степень погруженности ребенка во время экскурсии. Когда семена падают на вспаханную землю, они лучше прорастают!

В нашем проекте «Капельки искусства» индейцам была посвящена целая неделя. Это было знакомство с их обычаями и традициями, творческие работы по созданию индейских костюмов и предметов быта для перевоплощения и проживания в игре. Поэтому даже не удивительно, что при походе в музей наши дети были в самодельных головных уборах из перьев — полностью готовые ко встрече с краснокожими!

В жилище индейцев

«Хао! Вас приветствуют жители племени лакота! Наш дом — ваш дом, так что добро пожаловать!» Нагибаемся в низком проходе в жилище и рассаживаемся на бизоньи шкуры по традиции этого народа: правая половина — мужская, а левая — женская. Снаружи жилище кажется таким тесным, а внутри — большое пространство, целый мир, в котором каждая вещь мудро занимает своё место. В этом доме нет углов — он круглый, как солнце, ведь в нем живут индейцы — его дети! Даже их всем известный головной убор из перьев символизировал солнечный круг, а перья — расходящиеся лучи.

4

В центре типи — очаг, который охраняет череп какого-то животного. Мы спорим, лошадь это или корова. Оказывается, что это бизон, ведь индейцы племени лакота, кочевавшие по Великим равнинам, охотились на этих животных.

типи
Наш предводитель в мир краснокожих обучает нас общению жестам, иначе как мы сможем взаимодействовать, говоря на разных языках! На самом деле, этот язык использовали все индейцы, но у каждого племени он имел свои черты. Мы научились показывать слова: «типи», «стойбище», «индеец», «бледнолицый», «мужчина», «женщина», «мальчик», «девочка», «сколько тебе лет?», «бизон», «собака», «зима», «осень» и т.д. Языковой барьер пройден — можно смело продолжать наше знакомство с этим народом! Так мы узнаём, зачем индейцы воевали, какое оружие предпочитали, что считали самым большим подвигом, как выбирали себе имена, и даже то, как правильно носить набедренную повязку. Экскурсовод не просто рассказывал нам об этом, а задавал вопросы (кстати, ответить на них часто мешал наш менталитет «глупых бледнолицых»), подключая наше воображение, смекалку. Мы рассматривали разные предметы — их можно было трогать, брать в руки, например, «палочки-убивалочки» — хитроумные военные изобретения индейцев. Нельзя было только использовать вещи по назначению!

новый коллаж 1

Вживаемся в роли индейцев

И, конечно же, были ролевые игры для наших маленьких участников. Один мальчик был избран предводителем. Ему было вручено защитное ожерелье из клыков, он собирал отряд отважных воинов, который отправится с ним на ратные подвиги. А кто будет встречать доблестных мужей из дальнего тяжелого похода? Конечно же, радушная хозяйка! На её роль согласилась наша дочка Ангелина (6,5 лет). Ее нарядили в индейское платье из натуральной замши, подпоясали ремнем, но не для красоты, а в очень практичных целях. Пришло время отведать индейский напиток, который заботливо раздаст каждому гостю наша «скво». У индейцев не было такого растения, как чай — они заваривали ягодный напиток. Поэтому мы угощаемся сладким компотом.

993507

А теперь «скво» пробует себя в роли матери: на нее надевают колыбельку! С виду это какой-то короб, похожий на санки. Но полозья — это просто жесткая рама, которая надевается на спину, как рюкзак. Однако ремень крепится не на плечи, а куда, как вы думаете, бледнолицые? На лоб вокруг головы! Ребенок в коробе должен быть крепко привязан шнурками.

К слову сказать, с нами на экскурсии были и несколько совсем маленьких детей, в том числе и наша двухлетняя средняя дочка. Были и еще младше, они спокойно ползали по типи, что-то рассматривали, разговаривали и чувствовали себя вполне естественно и уютно.
В конце экскурсии мы еще пополняем свой словарный запас из языка жестов, чтобы принять участие в игре! Разбиваемся на две команды: мужскую и женскую. Экскурсовод раздает каждой по кусочку шкуры с индейскими пиктограммами. Надо догадаться, о чем идет речь, а потом передать это жестами другой команде.

Feathers_Little_girls_435668

Последнее испытание и мечты вернуться

Но всё когда-нибудь кончается — вот и нам пора покидать это теплое уютное жилище. А на улице неприветливо моросит дождь, и так хочется вернуться обратно на теплые шкуры к каменному очагу или заглянуть на огонёк в другое жилище… Но нас ждет еще одно испытание — это научиться стрелять из лука. Взрослые бы уже и домой поехали — сыро на улице, промозгло, но дети азартно взялись за дело, не обращая внимание на погодные условия. И девчонки, и мальчишки ловко натягивали тетиву и… стрелы летели метко — прямо в цель!

Я беру у администратора программку и уже мечтаю, как мы снова сюда вернемся, но теперь отправимся в Африку — очень приглянулось разноцветное жилище масаев, или, может быть, к туарегам?! А еще так хочется в чукотскую ярангу!

Мы уходим, но уносим с собой в душе ржание табуна, несущегося по Великим равнинам, звон томагавков, мягкую поступь мокасинов, яркие узоры мельчайшего бисера, терпкий дымок из трубки договора (а не мира, как привыкли опять-таки говорить «глупые бледнолицые»), а главное — дух отваги, бесстрашия и веры в себя!

image_3495

Одна из родителей-участниц — Вероника, вдохновившись нашим походом, описала свои впечатления так: «Москва — огромный город возможностей и интересных мест, которые отвечают всем потребностям и вкусам! Но встаёт новая задача — как найти свои места? Как не потеряться среди большого количества исключительно коммерческих проектов, направленных и созданных, как правило, с целью получения выгоды?! И я, как собака-ищейка, пытаюсь отыскать такие места-сокровища Москвы, которые, прежде всего, имеют душу. Там ты встречаешь необыкновенных людей с особенными глазами — увлечёнными, сосредоточенными на своём деле и горящими особенным тихим светом искренности! Музей кочевых культур именно такой — скромный на вид, но богатейший внутри! И для меня — мамы — очень важно приходить туда со своими детками: четырехлетней Евой и полуторагодовалой Адель!

Можно много рассказывать, но один раз увидев, побывав в Монгольской юрте, чуме, индейском типи, ты получаешь особую прививку любви к другому. И именно так в детках вырастает та самая толерантность, которой нам так не хватает! И она измеряется не количеством знаний специфических названий, а в умении видеть и ценить красоту в быте и культуре каждого народа!

И ещё один важный момент: для обучения очень важным является удивление ребёнка! Музей кочевых культур точно подарит деткам множество возможностей удивиться и заинтересоваться …»

1-2

О чем я думаю на обратном пути, чему меня научила сегодняшняя экскурсия? Кроме этого мира, такого привычного и понятного для нас, были и есть другие, в корне отличающиеся от нашего. Они удивительны, способны поразить наше воображение и наш практицизм. Если принять их существование как данность, с интересом, любовью и доверием, то мы сможем и сами обогатиться их опытом и чувством прекрасного их обитателей. И, конечно, мы сможем передать это нашим детям: духовное богатство этого мира, открывающее нам поистине безграничные горизонты.

Александра Трошина

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало