Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

dialekticheskoye myshleniye

У противоречий нет проблем: еще раз о диалектическом мышлении детей и творчестве

Иногда просто глядя в окно, я вдруг понимаю, что человеческое сознание не имеет границ. Все, что когда-то кому-то пришло в голову сегодня летает по небу, плавает в море, мерцает светом и яркими картинками в наших домах, готовит пищу на кухне. И это все стало возможным именно потому, что кто-то когда-то допустил мысль, что огонь может быть не только врагом, но и другом, что энергию солнца можно поселить в маленькой стеклянной колбе и тогда дома будет светло и ночью. Этот полет мысли мы зовем творчеством, а ученые говорят о диалектичности сознания таких «творцов».

Творческое начало присуще нам от рождения. Но, к сожалению, мир логики, которой учат в школе, рисует иную картину мира. Наверное, поэтому из юных творцов вырастают рядовые служащие офисов. О том, как развивать диалектическое мышление у детей я уже рассказывала в статье , а сегодня предложу еще пару ТРИЗ*-игр, которые помогут сохранить смелый, креативный взгляд на мир у ваших малышей.

Игра «Разъяснялки»

Дети очень любят эту игру, потому что она напоминает прятки, только искать нужно противоположности, прячущиеся в том или ином предмете. Играть в нее можно уже с четырехлетними малышами, только имейте в виду, что им еще нужно помогать. То есть родители являются не просто ведущими, а движущей силой игры, игроками и ведущими в одном лице.

Играть в такую игру можно в любом месте и с любым предметом, в котором вы сами разглядите противоположность. Главное, обозначить ее для малыша. Вот перед вами дорога домой, скажите ребенку: «Дорога может быть безопасной и опасной. Как ты думаешь, когда это случается?» (опасной, когда много машин, безопасной, когда есть светофоры, ночью или по праздникам, когда полиция перекрывает движение по ней). Или, увидев фильм про море, обратите внимание: «Море может быть бурным и спокойным. В каких случаях это бывает?» (когда шторм и штиль, или снаружи шторм, а внутри море спокойное, так как там нет волн).

И. Айвазовский

С пятилетними малышами в игре «Разъяснялки», я бы порекомендовала, вместо вопроса «когда, в каких случаях?» задавать вопрос «зачем это нужно?». Но следите, чтобы не уйти в философию (не каждый взрослый сможет ответить «Зачем у дерева ветки большие, а листики маленькие?»), поэтому лучше всего для такой игры с пятилетними детьми использовать предметы, созданные человеком.

Обратите внимание ребенка на лампочку, которая может быть тусклой и яркой и спросите, зачем нам нужно каждое из этих противоположных свойств. Думаю, вы догадались, что тусклая лампочка нужна днем, чтобы экономить электричество, а яркая — вечером, чтобы читать книги. Или любой телефон может быть как шумным, так и тихим. Попробуйте сейчас сами в качестве тренировки объяснить, зачем нужно каждое свойство.

С шести лет ребенку стоит разрешить играть в «Разъяснялки» самостоятельно. Гуляя или находясь дома, просто показывайте ребенку на предмет и просите его назвать спрятанные в нем противоположности и, конечно, назвать положительное качество каждой из них. Спросите малыша: «Какие противоположности скрыты в нашем любимом чайнике?». Уверена, что ребенок назовет, как минимум две пары: «холодный-горячий» и «пустой-полный». Положительные свойства каждого определения в паре он тоже сможет разъяснить без участия взрослых: из холодного чайника хорошо пить воду в жару, а из горячего — заваривать чай; в свою очередь, пустой чайник легко отвезти на дачу, а из полного — напиться чая. Даже любимая книга может стать отправной точкой для игры. В ней малыш, подумав, может найти, например, такую противоположность «твердая-мягкая» и объяснить положительные качества каждой: твердая обложка защищает книгу от быстрого старения, а благодаря мягким и тонким листам в нее помещается много интересных историй.

Игра «Реши противоречие»

Может быть вы слышали о сказке «Дочь-семилетка» (эта история есть в книге «Сказки, сказки, сказки… Русские народные сказки» ), где царь приказал девочке явиться к нему «ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка»?

Между прочим, это самое настоящее упражнение по технологии ТРИЗ, пришедшее к нам из глубины веков. Даже возраст у героини сказки соответствующий — 7 лет, поэтому эта игра вполне может стать любимой у детей от 5 до 7 лет. Кстати, первую игру я бы рекомендовала провести именно после прочтения этой сказки, предложив малышу подумать, как она могла бы придти к царю, кроме как на козе (на картинке, которую я нашла мы видим уже не козу, а зайца), что надеть и подарить ему кроме перепелки, которая тут же улетает. Поверьте, одних только вариантов подарка может быть множество, начиная от ядовитой змеи (от нее царь сам откажется) до половой тряпки, которой он пользоваться не будет, и фотографии его новой короны.

Уходя дальше от сказки, можно предложить дошкольнику сказать вам что-то такое, что не является ни правдой, ни ложью. Тогда не удивляйтесь, если малыш скажет: «Камень летать не может», — и подкинет его в воздух, будет убеждать вас, что дом носить в кармане нельзя, и вытащит из него брелок в форме домика.

Хочу заметить, при решении противоречий не ограничивайте ребенка рамками, позвольте ему самому предлагать самые разные варианты событий, главное, стремитесь к тому, чтобы он объяснял, почему он считает свой вариант правильным.

Такая игра  развивает диалектическое мышление детей, поскольку ставит перед ними казалось бы сложную задачу, которую нельзя решить с применением логики. В этом ТРИЗ-упражнении ребенок играючи учится объединять противоположности, чтобы получилось нечто удивительно-смешное и вполне применимое в жизни.

Все эти игры помогут развить в вашем ребенке диалектическое мышление, которое является одной из важнейших составляющих сильного творческого мышления. А мысль творческого человека не знает границ, преград и неразрешимых проблем.

* ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

=================================================

Хотите узнать о ТРИЗ и развитии сильного мышления дошкольников больше?

Посмотрите онлайн-мастер-класс «ТРИЗ для дошкольников: сильное мышление и успех современного ребенка».

 

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало