Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

triz-pedagogika

ТРИЗ-педагогика: образование нового времени

Особенность нашего XXI века в том, что жизнь становится совершенно непредсказуемой. Социальные изменения, развитие науки и техники, происходят так быстро, что мы едва успеваем за ними. Ежедневно появляется масса научных и технических открытий, публикуются новые статьи с обновленными данными, расширяются сферы познания, возникают новые профессии, требующие новых навыков. Система традиционного образования, основанная на передаче накопленных человечеством знаний подрастающему поколению, становится неэффективной.

361d52ebc3211514bf6d9055b156abee

В настоящее время объем знаний настолько велик, что уже невозможно осветить даже небольшую часть. Перед образованием встает дилемма: или увеличивать срок обучения детей, либо сокращать объем материала, отказываться от каких-то не очень важных и нужных материалов. Но срок обучения и так уже довольно большой. Не можем же мы держать человека за школьной партой 16-20 лет.

triz-pedagogika_3

А вопрос о том, какие именно предметы считать не очень востребованными, еще более затруднителен. Ведь развитие происходит во всех сферах деятельности человека, и неизвестно что именно кажется нужным и важным для данного конкретного ребенка. Тем более, что сложно предсказать, какие знания и умения потребуются людям через несколько лет. Расширение горизонтов познания приводит к образованию новых профессий и новых сфер приложения деятельности человека.

Как быть? Возможен только один вариант – реформа образования. Причем кардинальная, основательная. Систему, основанную на передаче знаний (как это было от начала появления процесса обучения в человеческом обществе), необходимо заменить системой обучения самостоятельного поиска и обработки информации. Нужно учить детей не принимать и пользоваться теми знаниями, которые дает им взрослый, а уметь добывать, использовать и обогащать те сферы знания, которые требуются самому ребенку.

triz-pedagogika_2

Это довольно сложный процесс. У нас, взрослых, уже очень глубоко сформированы шаблонные методы и приемы традиционного обучения. Невольно мы используем их при общении и занятиях со своим ребенком. Получается замкнутый круг: пока взрослые не изменят своего собственного мышления, невозможно сформировать в ребенке новый подход к получению знаний; а ребенок не сможет овладеть новыми формами познания, пока взрослый не пересмотрит систему обучения, пересмотреть которую он не способен из-за имеющихся шаблонов и стереотипов.

В данной ситуации особенно актуальной становится система обучения, основанная на ТРИЗ-педагогике. ТРИЗовцы – это люди, изначально нацеленные на слом шаблонов и стереотипов, в первую очередь в своем собственном мышлении. Понимая и учитывая инертность традиционного образования, ТРИЗ-педагоги предлагают методы и приемы, направленные на постепенное и ненавязчивое изменение системы обучения и сознания людей, как детей, так и обучающих их взрослых.

ТРИЗ-педагогика основана на Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), которую разрабатывал уникальный человек, намного опередивший свое время – Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998)-  советский ученый, изобретатель, писатель — фантаст.

triz-pedagogika_1Маленький Генрих  изобретал с детства, и в 17 лет стал обладателем первого авторского свидетельства на изобретение . С 20-летнего возраста главной работой его жизни стала Теория Решения Изобретательских Задач. Он сформулировал основное положение ТРИЗ: «Все системы развиваются по определённым законам; эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения открытых изобретательских задач».

В процессе работы над ТРИЗ, Альтшуллер и его последователи разработали набор методов и приемов решения открытых изобретательских задач. Но эффективность использования этих инструментов напрямую зависит от свойств и качеств самого изобретателя. Поэтому в ТРИЗ появился раздел, задача которого – подготовить человека-творца — Теория Развития Творческой Личности. ТРТЛ -это развитие творческого потенциала человека с раннего детства до глубокой старости.

В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране появилось новое педагогическое направление – ТРИЗ-педагогика, которая развивается и совершенствуется по настоящее время.

ТРИЗ-педагогика в первую очередь направлена на формирование  человека — Решателя. Необходимо подготовить ребенка к встрече с такими задачами, которые до него на планете еще никто не решал. И эта функция образования становится основной. Нужно учить детей делать прогнозы,  предусматривать, грамотно менять окружающий мир.

В следующих статьях мы познакомимся с основными положениями и  специфическими приемами и методами дошкольной ТРИЗ-педагогики. Если вы решительно настроены на новый подход к развитию своего ребенка и готовы к изменению собственного мышления – присоединяйтесь к сообществу ТРИЗ-родителей! Постепенное введение в повседневную жизнь тех рекомендаций, которые вы будете получать в статьях, на наших тренингах и курсах, позволит мягко и безболезненно перейти на новые формы сознания.

Рекомендуем начать знакомство с ТРИЗ-педагогикой с Мастер-класса «ТРИЗ для дошкольников. Сильное мышление и успех современного ребенка»

Елена Рябинина

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало