Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

Zanyatie_Pushkin

Тематическое развивающее занятие: сочиняем стихи с А.С.Пушкиным

В дошкольном возрасте идет активное освоение ребенком родного языка. Стихотворные формы входят в жизнь человека сначала в виде потешек, затем детских стихов и сказок. Творческие мамы не только читают детям стихи, но и играют по ним, проводят тематические развивающие занятия.

Какие стихи любят дети.

Часто родители замечают, что и «взрослые» поэтические произведения могут привлекать внимание малышей. Детей завораживает ритм. Они слышат и понимают музыку стиха, еще не понимая смысла слов, значение текста. Поэтому малышам с раннего возраста, наряду с детскими произведениями, полезно слушать стихи Пушкина, Есенина, Тютчева и т.д. Особенно хорошо, когда ребенок слышит стихи «по случаю». Например, вы смотрите в окно на весеннюю грозу и цитируете Тютчева: «Люблю грозу в начале мая…» Или увидели куст распустившейся сирени и вспомнили: «Как празднично сад расцветила сирень…»(С. Маршак).

Изучение поэзии развивает ребенка.

Zanyatie_Pushkin_4Изучение поэтических произведений  помогает гармонизировать внутреннее состояние, развить эмоциональный интеллект, образное мышление, воображение. Детям полезно не только слушать, но и учиться понимать стихи. Запоминание стихов тренирует память, обогащает словарный запас. Также полезно уметь выразительно читать стихотворения.

Не секрет, что ведущий вид деятельности дошкольника — игра, а одна из ведущих потребностей — потребность в творческом самовыражении. Это проявляется в придумывании игр, создании рисунков и других творческих работ. А вот словесному творчеству зачастую уделяется гораздо меньше внимания. Однако у детей велико стремление рифмовать слова. Важно поддержать это желание. Игры «в сочинение стихов» развивают мышление, фонематический слух, воображение. Поэтому попробуйте провести с детьми тематическое развивающее занятие по речетворчеству.

Тематическое занятие для детей 4-7 лет «Знакомство с Пушкиным».

Хочу предложить сюжетную игру-занятие, которая может стать основой для различных игр по речетворчеству. Занятие по Пушкину будет очень интересно ребятам, особенно если вы приложите к этому немного усилий..

Погружение в мир поэта и писателя.

Для начала покажите ребенку картину И.Е. Репина «Александр Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 г.».

Zanyatie_Pushkin_1

Спросите ребенка, что он видит? Что, по его мнению, делает человек в центре картины? Чем заняты остальные? Чем подробнее вы рассмотрите картину, тем лучше. Можно задавать и наводящие вопросы: «Как тебе кажется, человек в центре картины увлечен? Окружающим интересно его слушать?»

Расскажите, что это тот самый Пушкин, сказки которого вы так любите, стихи которого вы уже читали. Возможно, осенью вы читали ребенку: «Унылая пора! Очей очарованье!», зимой — «Мороз и солнце; день чудесный!», или недавно вспоминали строки: «Ветер, ветер, ты могуч…» А, может быть, вы приурочите первую игру ко дню рождения поэта — 6 июня. Ребенок с особым интересом отнесётся к личности поэта, если ему сообщить, что сегодня день его рождения. Покажите портрет Александра Сергеевича.

Zanyatie_Pushkin_2

Вернувшись к картине, задайте вопрос, является ли писатель нашим современником? Обратите внимание на одежду: «Сейчас так одеваются?»

Занятие по Пушкину можно продолжить чтением и обсуждением его стихов о природе. Предложите ребенку подумать, какое время года предпочитал поэт. Для анализа подберите несколько наиболее понятных для ребенка четверостиший из отрывка «Осень». Обратите внимание, как автор описывает разные времена года, чему придает особое значение.

Поинтересуйтесь, за что он сам (малыш) любит каждое время года. Подобный анализ учит ребенка понимать мысли и чувства других людей. Он наводит на мысль, что у разных людей к одним и тем же явлениям может быть совершенно разное отношение. Ребенок пяти лет уже вполне способен поддерживать разговор такого уровня.

Игра в экзамен.

Расскажите, что такое лицей, экзамен. Предложите поиграть в экзамены. Для этого можно воссоздать картину. Мозаичный пол, столы, стулья, людей. Само по себе создание мозаик развивает пространственное мышление. Работа трудоемкая, но постарайтесь по максимуму привлечь ребенка к работе: вырезать квадраты, наклеить их в определенном порядке или линовать, закрашивать (смотря какой способ исполнения вы выберете). С ребенком помладше можно затеять игру в строителей — вы можете «заказывать», а он будет доставлять стройматериалы. Любую рутинную работу полезно поддержать и дополнительной игрой. Например, предложите ребенку перед наклейкой очередного квадратика по очереди произносить строку из известного вам обоим произведения Пушкина. Можно завершить создание декораций зажжёнными свечами (во времена Пушкина ведь не было электричества). Играть можно как в режиссёрскую игру — вы с ребенком озвучиваете персонажей воссозданной картины, так и в сюжетную — вы сами становитесь этими персонажами. Предложите малышу быть экзаменуемым — «держать экзамен». Можно выразительно читать стихи, показывать свое умение в стихотворчестве. Вот такое интересное и насыщенное занятие по Пушкину получилось у нас!

Zanyatie_Pushkin

Пособия для занятий.

Для занятий будут полезны готовые пособия и материалы:Zanyatie_Pushkin_3

Речетворчество: польза и только польза.

Подобные игры развивают речь, воображение, слуховое восприятие. Есть исследования, доказывающие, что занятия стихосложением в дальнейшем помогают в освоении математики. Игры по речетворчеству подготавливают ребенка к будущему школьному обучению. К тому же интересные развивающие тематические занятия детей очень радуют.

Дошкольникам нравится играть в речевые игры еще и потому, что они позволяют им пережить ситуацию успеха. В этом возрасте дети обладают особым языковым чутьем, поэтому у них довольно легко получается подбирать рифмы, сочинять короткие стихи, загадки, сказочные истории.

Попробуйте и убедитесь сами!

Светлана Гвоздева.

Вам также может быть интересно::

Комментарий ( 1 )

  • Очень интересно, как раз собиралась провести литературную пятницу дома. Думала по Пришвину, но сейчас точно по Пушкину. Обязательно напишу как все прошло. Спасибо за идеи.

Опубликуйте ваше мнение

В начало