Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд впрар

Тайны космоса для детей: знакомство. Часть 1

Космос завораживает своей загадочностью, непостижимостью и величием, причем не только взрослых, но и пытливые и любознательные детские умы. Можем ли мы, родители, сделать для малышей далекий космос чуть ближе и понятнее? Несомненно! Конечно, делать это мы будем в игровой форме, проводя аналогии с предметами и явлениями, которые привычны и близки маленькому человечку.

image 1

Спросите малыша, что можно увидеть на небе днем? А ночью? Если ребенок еще совсем маленький, задайте эти вопросы во время прогулки в соответствующее время суток (днем и вечером, перед сном, когда уже стемнеет). Скажите, что там, далеко-далеко, есть еще то, что мы не можем увидеть — планеты. Покажите ребенку картинки с их изображениями (их будет восемь, потому что ранее девятый космический объект Плутон перестал считаться планетой с 2006-го года из-за своих чрезвычайно малых размеров). А почему же мы не можем их разглядеть? Выйдя из подъезда на прогулку, стоя на крыльце, предложите ребенку ответить, какой игрушкой играет тот мальчик в дальней песочнице? Спросите, какого цвета платье у куклы, которую держит в руках девочка, стоящая возле забора вдалеке? А сколько пуговиц на кофточке плюшевого зайки малыша, которого мама ведет на расстоянии двух домов от нас? На эти вопросы сложно ответить, поскольку предметы, которые нас интересуют, находятся далеко. Так почему же мы не можем увидеть планеты? Наверняка теперь малыш ответит без затруднений.

Назовите каждую из планет, изображенных на картинках. Спросите ребенка, чем они похожи друг на друга? Верно, планеты имеют форму шара. Пусть ребенок назовет другие предметы подобной формы, возьмет их в руку, проведет по ним пальчиком.

2

А чем планеты различаются? Они разного цвета и размера. Даже взрослому сложно вообразить реальные размеры планет и их соотношение, что уж говорить о ребенке. Для этого давайте представим планеты уменьшенными в миллиарды раз в виде овощей, фруктов и злаков. Если самая гигантская планета Юпитер — это грейпфрут, то Сатурн — это апельсин. Уран и Нептун — лимоны. Земля и Венера — виноградины. Марс — горошина. А самая маленькая планета Меркурий — рисинка.

4

А летом можно по аналогии сделать «цветочную» Солнечную систему. Например, если Юпитер — это георгин, то что будет ромашкой? А какой цветок выступит в роли Нептуна?

Еще ближе познакомиться с планетами и понять их расположение поможет прогулка в парк аттракционов. Подведите ребенка к классической карусели, где на разном расстоянии от центра закреплены фигурки животных. Понаблюдайте вместе, как они двигаются. Скажите, что так, как эти лошадки движутся вокруг центрального столба, движутся планеты на разном расстоянии (каждая по своей орбите-маршруту) вокруг солнца.

Дома вы вместе сможете сделать модель Солнечной системы. Планеты можно смастерить из папье-маше, обклеив воздушные шары разного размера мелкими кусочками газеты. А потом, дав просохнуть, можно раскрасить каждую нужными цветами.

Можно обмотать те же воздушные шары шерстяными нитками, смоченными клеем ПВА, оставляя просветы. Используйте для каждой планеты разные цвета ниток, чтоб добиться как можно большей схожести с прототипом. Когда клей высохнет, проткните шары и извлеките их из шерстяного «кокона». Или же плотно обматывайте теми же нитками скомканную в виде шаров разного размера газету. Планеты на нитках или леске на разном расстоянии от центра-солнца привяжите к скрещенным и скрепленным в центре палочкам.

5

Также можно обтянуть черной тканью обруч, нарисовать краской орбиты или же выложить их по кругу тесьмой и прикрепить планеты на нитках к этой ткани. Другой вариант — приклеить планеты на маленькие кусочки ткани-липучки. А еще в качестве космического пространства можно использовать старый черный зонтик.

Отличный макет получится и на листе черного картона с расчерченными орбитами, где планеты будут сделаны из пластилина. При этом следует брать для каждой из них несколько цветов этого материала, скатывая их в единый шар. Такие планеты получаются очень живописными, с мраморным эффектом, что завораживает малышей.

А можно сделать и ту самую фруктово-овощную модель с реальным соотношением размеров планет, а потом дружно ее съесть! Прямо, как черные дыры, (в нашем случае это рты) поглощают космические объекты. В этой модели легко показать малышу и гигантские размеры Солнца, вокруг которого движутся планеты. Им здесь будет выступать член вашей семьи, рост которого около полутора метров. И это, безусловно, поразит воображение ребенка, да и взрослого, верно?

Необходимо, чтобы ребенок принимал активное участие в поиске места расположения планет на орбитах, сверялся с картой неба.

Снова вернитесь к вопросу сходства и различия планет. Их объединяет то, что они движутся вокруг солнца. А разница в том, что у каждой своя орбита. А также отличается их температура. Чем планета ближе к солнцу, тем температура выше, чем дальше — тем ниже.

3

Если малыш не смог сам догадаться, включите фонарик или лампу и попросите приблизить к ним ладошку. Теперь пусть ребенок постепенно медленно отдаляет руку. Пусть он сравнит ощущения. А что сейчас он сможет сказать о температуре планет?

Теперь поможем ему понять, что планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Спросите малыша, как он думает, почему на Земле есть чередование дня и ночи. Выслушайте все гипотезы, а затем продемонстрируйте следующее. Возьмите апельсин, мандарин или лимон, нарисуйте на его кожуре маркером человечка. Проткните фрукт вдоль по центру деревянной шпажкой, чтоб он был, как шашлык на шампуре. Поднесите его к включенной лампе или фонарику, имитирующему Солнце. Начинайте медленно вращать шпажку (ось вращения планеты Земля). Пусть малыш скажет, когда и почему у человечка наступает день и ночь? Расскажите ребенку, что не только Земля вращается вокруг своей оси, но и любая другая планета.

Ну а теперь самое время изобразить «живую» модель Солнечной системы. Сделайте это во время прогулки или на каком-нибудь детском празднике, который вы устроите у себя дома или в гостях. Желательно, чтобы было много ребят. Пусть каждый из детей вытянет, не глядя, карточку с изображением и названием одной планеты. Помогите каждому найти ее место на космической карте-подсказке (обязательно возьмите ее с собой). А теперь скажите, что вы будете изображать Солнце, а каждый из детей — планету, картинка с которой ему досталась. Пусть ребята разместятся вокруг вас — каждая «планета» на своей орбите, и покажут, как они двигаются относительно Солнца и относительно самих себя. Начнется веселая и озорная космическая круговерть!

Пусть на одной из предложенных картинок будет нарисована Луна. Вот и проблемная ситуация для ребят. Куда же должен встать ребенок, который ее изображает? И как он должен двигаться? Выслушайте все варианты, которые предложат дети. Затем поведайте им, что Луна — это не планета вовсе, это — спутник Земли. Спросите, как они понимают слово «спутник»? Это тот, с кем по пути. В нашем случае — это попутчик Земли в долгом путешествии вокруг Солнца, который тоже вертится вокруг своей оси, правда, к нашей планете обращен всегда одной стороной. Да, не простая задачка предстоит «ребенку-Луненку»! Ведь он должен одновременно успевать бежать вокруг «Солнца», вокруг «Земли», да еще и крутиться вокруг себя!

6

А вот и еще задачка для ума. Луна в три раза меньше Земли, но мы видим ее такого же размера, как и гигантское Солнце. Почему? Поиск ответа на этот вопрос еще раз поможет ребенку убедиться в зависимости видимого размера объекта от расстояния, на котором он находится.

По одной из гипотез Луна произошла вследствие столкновения Земли и астероида или малой планеты. В космос выплеснулась смесь лавы их обоих. После остывания из нее и образовалась Луна.

Помните, как в детстве нам мамы делали сахарных петушков на палочке? С помощью этой операции можно продемонстрировать процесс происхождения Луны. Растопите сахар в двух емкостях, сделайте их разными по цвету, добавив пищевой краситель. Это имитация двух лав — земной и астероидной. Объедините «лавы» в формочке для петушков. Сейчас есть в продаже и силиконовые формы в виде шара. После остывания «сладкой лавы» мы получим съедобную модель Луны.

Расскажите детям, что спутник есть не только у Земли, а у некоторых планет — даже не один! Например, у Марса их два, а у Сатурна — целых семнадцать! Можете попробовать отобразить эти факты на ваших всевозможных моделях Солнечной системы.

Вот и закончилось наше первое «космическое» занятие. Мы познакомили детей с общими принципами, царящими в Солнечной системе. Надеемся, что вам было интересно! А в следующей статье мы приоткроем нашему любознательному малышу несколько тайн отдельных планет.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало