Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

metod fokalnyh objektov

Случайное соединение: Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства

Сегодня я хочу вас попросить представить себе творческого человека. Представили? Не знаю, кто у вас получился, но у большинства получается образ художника, окруженного красками и холстами. А я с некоторых пор представляю себе ребенка рядом с несвязанными между собой вещами: коробками, шишками, палочками разной длины, резиновыми шариками, опавшими листьями, тубами от использованной зубной пасты или шампуня, пластилином.

Из этих несвязанных вещей он творит что-то единое и полное смысла: слона, куклу, дракона, самолет. Объединяя признаки несвязанных между собой предметов, маленький творец создает тот же самолет с непривычными для него крыльями из листьев. И, по мнению малыша, это поможет такой машине в самых экстренных ситуациях плавно приземляться на землю, как это делает падающий лист.

Открою вам секрет, который знают участники нашего мастер-класса: малыш-творец применил метод фокальных объектов, активно используемый в ТРИЗ*-педагогике.

Название у метода звучное, и хотя предложил его в 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце, имя ему дал американский ученый Чарльз Вайтинг, пояснив, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Таким игровым улучшением предметов можно заниматься уже с детьми от 3,5 лет.

Как работает метод фокальных объектов?

1.Выбор фокального объекта

К примеру, вы с ребенком решили создать какие-то удивительные часы. То есть часы требуют усовершенствования, становятся фокальным объектом.

2. Случайные слова.

метод фокальных объектовТеперь выберите вместе несколько слов, которые отдадут свои характеристики нашим часам. Мне нравится, когда сын наугад тыкает в слова на любых открытых мною страницах в книге. Желательно, чтобы слова отвечали на вопросы «кто?» или «что?», но если ребенок попал в другое слово, можно просто взять ближайшее к нему существительное.

К примеру, вашими случайными словами стали: грабли, книга и морковь.

      3. Характеристики слов.

Теперь надо каждое слово охарактеризовать. Чтобы это сделать, просто воспользуйтесь вопросом «какой?».

  1. Грабли (какие?) зубастые…
  2. Книга (какая?) ученая…
  3. Морковь (какая?) кудрявая…

Позвольте ребенку назвать свои характеристики для каждого нового слова. Дети часто придумывают удивительные определения!

4.Соединения рождают изобретения!

А теперь вместе с малышом соедините написанные вами характеристики предметов с вашим фокальным объектом, то есть с часами.

У вас получились зубастые часы? Поудивляйтесь с ребенком и обязательно придумайте, как такое может быть и для чего пригодится. Может быть, это часы, где вместо цифр будут приклеены окаменевшие зубы динозавра, тогда наш фокальный объект станет отличным подарком юному палеонтологу.

А ученой можно сделать кукушку в часах с боем, пусть она вместо своего «ку-ку» каждый час сообщает какой-то удивительный факт. Уровень энциклопедичности в отдельно взятой семье сразу вырастет в разы:) А чтобы фактов было много, прочитайте статью — энциклопедии для детей .

часы - чайник; применение метода фокальных объектовКудрявыми часы могут сделать стрелки: пусть будут в форме завитушек-спиралек. Тогда при каждом шаге такой стрелки они бы чуть-чуть звенели, наполняя дом необычной мелодией.

Совсем необязательно переносить новое свойство на весь объект в целом, к примеру, делать кудрявыми все часы (хотя это тоже интересно и могло бы пригодиться, подумайте, для чего?). Иногда достаточно усовершенствовать что-то одно в фокальном объекте (стрелки, цифры, кукушку), чтобы кардинально изменился он весь

5. Смастерим?

Если есть время и желание — зарисуйте особо удачные изобретения или сконструируйте их из подручных материалов. Это необходимо для того, чтобы ребенок привыкал не только фантазировать вслух, но и воплощать их в материальном мире. Особенно важно это для детей старше 5-6 лет.

Применение метода фокальных объектов имеет некоторые ограничения. Не стоит описывать выбранные предметы по цвету, размеру, форме, «красоте-некрасивости». Согласитесь, фокальный объект мало изменится, если из маленького станет большим, из красного — зеленым, а из круглого — квадратным.

Надеюсь, метод фокальных объектов откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ. Если вы еще не знакомы с ТРИЗ, скачайте бесплатный мастер-класс «ТРИЗ для дошкольников: Сильное мышление и успех современного ребенка».

*ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, созданная советским инженером Генрихом Альтшуллером.

Главная

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало