Сегодня я хочу вас попросить представить себе творческого человека. Представили? Не знаю, кто у вас получился, но у большинства получается образ художника, окруженного красками и холстами. А я с некоторых пор представляю себе ребенка рядом с несвязанными между собой вещами: коробками, шишками, палочками разной длины, резиновыми шариками, опавшими листьями, тубами от использованной зубной пасты или шампуня, пластилином.
Из этих несвязанных вещей он творит что-то единое и полное смысла: слона, куклу, дракона, самолет. Объединяя признаки несвязанных между собой предметов, маленький творец создает тот же самолет с непривычными для него крыльями из листьев. И, по мнению малыша, это поможет такой машине в самых экстренных ситуациях плавно приземляться на землю, как это делает падающий лист.
Открою вам секрет, который знают участники нашего мастер-класса: малыш-творец применил метод фокальных объектов, активно используемый в ТРИЗ*-педагогике.
Название у метода звучное, и хотя предложил его в 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце, имя ему дал американский ученый Чарльз Вайтинг, пояснив, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Таким игровым улучшением предметов можно заниматься уже с детьми от 3,5 лет.
Как работает метод фокальных объектов?
1.Выбор фокального объекта
К примеру, вы с ребенком решили создать какие-то удивительные часы. То есть часы требуют усовершенствования, становятся фокальным объектом.
2. Случайные слова.
Теперь выберите вместе несколько слов, которые отдадут свои характеристики нашим часам. Мне нравится, когда сын наугад тыкает в слова на любых открытых мною страницах в книге. Желательно, чтобы слова отвечали на вопросы «кто?» или «что?», но если ребенок попал в другое слово, можно просто взять ближайшее к нему существительное.
К примеру, вашими случайными словами стали: грабли, книга и морковь.
3. Характеристики слов.
Теперь надо каждое слово охарактеризовать. Чтобы это сделать, просто воспользуйтесь вопросом «какой?».
- Грабли (какие?) зубастые…
- Книга (какая?) ученая…
- Морковь (какая?) кудрявая…
Позвольте ребенку назвать свои характеристики для каждого нового слова. Дети часто придумывают удивительные определения!
4.Соединения рождают изобретения!
А теперь вместе с малышом соедините написанные вами характеристики предметов с вашим фокальным объектом, то есть с часами.
У вас получились зубастые часы? Поудивляйтесь с ребенком и обязательно придумайте, как такое может быть и для чего пригодится. Может быть, это часы, где вместо цифр будут приклеены окаменевшие зубы динозавра, тогда наш фокальный объект станет отличным подарком юному палеонтологу.
А ученой можно сделать кукушку в часах с боем, пусть она вместо своего «ку-ку» каждый час сообщает какой-то удивительный факт. Уровень энциклопедичности в отдельно взятой семье сразу вырастет в разы:) А чтобы фактов было много, прочитайте статью — энциклопедии для детей .
Кудрявыми часы могут сделать стрелки: пусть будут в форме завитушек-спиралек. Тогда при каждом шаге такой стрелки они бы чуть-чуть звенели, наполняя дом необычной мелодией.
Совсем необязательно переносить новое свойство на весь объект в целом, к примеру, делать кудрявыми все часы (хотя это тоже интересно и могло бы пригодиться, подумайте, для чего?). Иногда достаточно усовершенствовать что-то одно в фокальном объекте (стрелки, цифры, кукушку), чтобы кардинально изменился он весь
5. Смастерим?
Если есть время и желание — зарисуйте особо удачные изобретения или сконструируйте их из подручных материалов. Это необходимо для того, чтобы ребенок привыкал не только фантазировать вслух, но и воплощать их в материальном мире. Особенно важно это для детей старше 5-6 лет.
Применение метода фокальных объектов имеет некоторые ограничения. Не стоит описывать выбранные предметы по цвету, размеру, форме, «красоте-некрасивости». Согласитесь, фокальный объект мало изменится, если из маленького станет большим, из красного — зеленым, а из круглого — квадратным.
Надеюсь, метод фокальных объектов откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ. Если вы еще не знакомы с ТРИЗ, скачайте бесплатный мастер-класс «ТРИЗ для дошкольников: Сильное мышление и успех современного ребенка».
*ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, созданная советским инженером Генрихом Альтшуллером.
Нет комментариев