Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра сказки

Сказки силы: пишем сами для наших детей

«Будь сильным! Смелее! Не бойся! Верь в себя!»– говорит каждая мама своему малышу, встречаясь на своем родительском пути с детскими страхами. Мы не можем вложить в душу ребенку свою личную силу, как и не можем загораживать от испытаний и схваток. И не важно, физические это противостояния или же моральные – выступления на концертах, страх темноты, сложности в новом коллективе. Все, что мы можем, – это подбадривать объятиями, добрым словом, своей внутренней уверенностью. Немалую помощь в этом деле может оказать и сказка.

6-способов-уложить-ребенка-спать

Предлагаю поговорить про последний способ поподробнее. Сказки силы, какие они? Как сочинить для ребенка такую историю, которая укрепит его веру в себя и поможет победить страх?

Если вы уже имеете опыт написания сказок, то наверняка выработали собственную структуру повествования. А если нет, то я напомню.

1. «Жили-были» или введение в сказку

Здесь мы описываем героя и мир, в котором он живет. Важно «изобразить» ребенка метафорично, чтобы не было прямого соответствия, но чтобы при этом внутренне он улавливал сходство.

Жила-была в уютном гнезде семья ласточек: мама, папа, сынок и дочка.

новый коллаж 4

2. «И вот однажды»

В этом блоке мы начинаем рассказывать о назревающей проблеме. Например, если ребенок испытывает сложности с новым коллективом, то так и пишем в сказке.

И вот однажды семья ласточек прилетела в теплую страну. Мама и папа уже бывали здесь, а их птенцы впервые оказались в долине с красивыми цветущими деревьями….

3. «И тогда…»

Ситуация развивается до такой степени, что жить в страхе становится невыносимо. Здесь нужно создать мотивацию, желание измениться, принять решение, выйти на новый уровень. Обычно мамы берут за основу реальную ситуацию. Вернемся к ласточкам. Пусть у нас будет герой – Рай– самый быстрый юнец и самый романтический мечтатель.

Он летал выше и быстрее всех, мечтал обогнать ветер, он спасал мух из паутин и очень хотел подружиться со стаей местных птенцов, но очень стеснялся.

новый коллаж 1

4. Кульминация

Создается ситуация, в которой герой делает шаг. Важно, чтобы ребенок в этих условиях приобрел новый опыт, чтобы его сказочный «прототип» сам захотел перемен, совершил своеобразный внутренний подвиг, ну и как следствие – внешний.

В один солнечный день самые быстрые птенцы этого острова устроили соревнования. Рай очень хотел поучаствовать в них, но стеснялся. Он улетел высоко в горы, к финишу, чтобы наблюдать за соревнованиями из-за скал. А там птенцов поджидал хищник. Рай увидел его и представил, как плохо могут закончиться соревнования. Быстрее ветра он бросился на встречу птенцам, чтобы предупредить об опасности…

5. «И жили они долго и счастливо»

Обязательно должен присутствовать позитивный исход, счастливый конец истории. Выходим из сказки мягко и бережно, успокаиваем, создаем атмосферу уюта и завершенности событий.

Все ласточки были очень благодарны Раю. Соревнования пришлось перенести. И на следующий день Рай вылетел на старт вместе с другими юными ласточками и, конечно же, победил.

Little_Mermaid_Wedding

А теперь давайте подробнее поговорим про способы победить страх.

Первый способ – это непосредственное физическое воздействие. Например, в шкафу живет чудовище, и герой берет меч и побеждает его.

maxresdefault

Второй способ – хитрость. Герой хитростью выманивает чудовище из шкафа в специальную ловушку. Помните, как Жихарка уговорила Лису сесть на лопатку и посадила ее в печь?

Третий способ – групповое решение. Это тот случай, когда ребенок боится/не умеет и не хочет работать в группе, когда ваш малыш – одиночка, а ситуация требует навыков командной игры. Это может быть совместное сооружение моста через пропасть, спортивная игра, поход в лес, поиски пещеры – что угодно, что поможет ребенку понять – иногда важно быть частью большой группы. Представим, что герою нужно спасти свой лесной домик от пожара. Тогда приходится бежать за помощью к зверюшкам, которых он раньше обходил стороной. Они должны помочь! Ведь лес – это общая территория, и пожар может распространиться! Пока звери все вместе тушат пожар, наш герой успевает подружиться с медвежонком и лисенком, спасти из пламени младшую сестренку бельчонка и показать свои хорошие качества (здесь мы подбираем ситуацию под реальные черты вашего ребенка)

Четвертый способ – это передача ответственности или просьба о помощи. Такой ход в сказкотерапии используется, когда мы учим ребенка доверять – взрослому, другу, миру или иначе – уметь положиться на судьбу. Сейчас вы сами вспомните множество сказочных примеров: клубочки, развилки, волк или конь, который сам знает дорогу. Мы можем посадить принцессу в лодочку без весел, которая привезет ее в далекую страну к волшебному принцу, отправить странника по течению или по дороге, у которой нет начала и нет конца.

Ну и пятый, самый интересный способ – магические вещи, предметы силы, обереги и т.д. Это могут быть и волшебные палочки, и шапки-невидимки, и камушки дружбы, амулеты бесстрашия или просто кулон с маминой фотографией на память. Когда мы пишем такие сказки, то вкладываем силу в какой-либо предмет. Фея взмахивает волшебной палочкой, и перед ней появляется крылатый конь. Мальчик надевает заколдованную шляпу и оказывается в той точке мира, где захочет. Двум братьям волшебник дает камешки дружбы, и пока они лежат в их карманах, мальчики не ссорятся.

новый коллаж 3

Зачем нужны дополнительные волшебные элементы? С ними ребенку будет проще поверить. Ведь страх зачастую – это отсутствие веры в свои силы, в свой ум, в свою красоту и т.д. И задача родителя – придумать такую сказку, чтобы ребенок нашел этот ресурс в себе. Мы можем использовать разные метафоры и другие приемы, можем наслаивать одну реальность на другую ( когда герой в сказке засыпает и во сне видит решение своих проблем), можем подкладывать под подушку самоцветы, мастерить вместе волшебные палочки и кулоны. Мамы, папы, бабушки и дедушки, вы и только вы можете найти те самые волшебные ключики от сундуков с драгоценными способностями ваших детей!

И последний совет: обсуждайте сказки. Может быть, ребенок внезапно захочет выговориться, и это решит проблему. Возможно, он предложит другой способ решения, и это будет гораздо лучше! Вероятно, потребуется много-много раз рассказать одну и ту же сказку под одеялом. Также вы можете обыграть историю с куклами, нарисовать иллюстрации или слепить главных героев. Позвольте сказке ожить, и страх уйдет.

Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек

Вам также может быть интересно::

Комментарий ( 1 )

  • В чем же польза сказки для взрослых? Ведь на первый взгляд может показаться, что сказки сугубо детское дело. Мы читаем их детям, чтобы развлечься, что-то выучить или просто заполнить свободное время. И далеко не каждая мама задумывается над глубинными смыслами каждой сказочной истории. А они есть!

Опубликуйте ваше мнение

В начало