Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

skazki_fantazaruem

Сказки по-новому: фантазируем, думаем, играем

Творческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать с детства — утверждает педагог и детский писатель Джанни Родари в своей увлекательной книге «Грамматика фантазии». Один из приемов для запуска детского творчества, описанный в этой книге, — переписывание классических сказок.

Для первого знакомства с этими приемами я выбрала для детей самые простые истории, которые они слышали много раз: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и «Дюймовочка». Вы можете поиграть в переписывание ваших самых любимых сказок. Вот как это делается.

Сказки «наизнанку»

Используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких — большими, красивых — уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично — это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории.

  • Трансформируем «Репку»

Вот, как переделали эту сказку мои дети.

Посадила мышка репку. Выросла репка малюсенькая-премалюсенькая. Зато — целое поле. Стала мышка репки тянуть. Тянет-потянет, а их так много, что все вытащить не может. Позвала мышка кошку и так далее, пока не пришел на выручку дед.

  • Колобок-обжора

Колобок у деда и бабки получился большой-пребольшой, да еще и прожорливый. И он катился по лесу в поисках еды. В итоге все, кого он встретил, от него убежали. Только лису он сумел обхитрить и съесть.

skazki_fantaziruem_1

  • Дюймовочка

Дюймовочка родилась из иголки кактуса — злая и некрасивая. Сама убежала из дома и заставляла всех на себе жениться.

Изменяем сюжет, переписывая «плохие», конфликтные моменты.

Этого приема в «Грамматике фантазии» нет, его придумала младшая дочка, которая не любит, когда в сказках кого-то съедают, кто-то теряется или попадает в любые другие нехорошие истории. Чтобы изменить сказку в подобном «бесконфликтном» ключе, предложите детям пофантазировать:

1) как герои могли бы защитить себя от зла?
2) как бы они могли вообще предотвратить сложные ситуации?

Детей очень повеселил данный способ изменения сказочных историй. Они с большим удовольствием придумывали более позитивные версии событий.

Варианты счастливых историй

  • Волк не съел козлят

Волк не стал есть козлят. Когда они поняли, что открыли дверь волку, то набросились на него, стали топтать копытцами, бодать рожками, бить сковородками. Самый младший вытащил из печки горящие угли и кинул в волка. В общем, хищник насилу унес ноги от козлят и больше к ним в избушку никогда не приходил.

А вот другой, юмористический, вариант: козлята не мылись неделю и были такие грязные и плохо пахнущие, что волк просто не захотел их есть.

  • Невкусный колобок остался жив

Колобка не съела лиса. Почему? Колобок оказался пересоленным и очень черствым. Или он понял, что лиса его обманывает и убежал от нее.

  • Способы нейтрализации волка в «Красной шапочке»

Волк не проглатывал бабушку и Красную шапочку. Красная шапочка перехитрила волка и отправила его не к своей бабушке, а сразу в избушку к охотнику.

skazki_fantaziruem_3

Другой вариант: она угостила волка пирожками с мясом, и он наелся. Или вот так: бабушка была очень сильной и смелой и смогла поймать волка и посадить его в клетку.

А что, если?

Задайте этот вопрос детям и дайте волю вашей совместной фантазии. Этот вопрос поменяет весь дальнейший ход сказки, даст толчок к собственному сочинительству и веру в свои творческие способности. Этот вопрос следует задавать в начале или в середине сказочного повествования, и тогда он полностью изменит сюжет. Причем чем неожиданнее вопрос, тем интереснее ребенку будет включиться в игру воображения.

Пример. Что было бы, если Дюймовочка все-таки вышла замуж за жабу или за крота? Что было бы, если колобок не убежал бы от бабушки и дедушки? Они съели бы его сами? Что, если волк был бы вегетарианцем, о чем бы тогда они могли поговорить с Красной шапочкой? А если бы Золушка не потеряла туфельку, что было бы потом? Нашел бы ее принц? А что, если настоящий волк (не сказочный) съел бы 6 козлят, что было бы с ним в реальной жизни?

Что было потом?

Сказка кончилась, а место для сочинения того, что было потом, — всегда найдется. Предложите ребенку сочинить продолжение любой выбранной вами сказки. От предыдущего данный прием отличается тем, что классический сюжет сказки мы не меняем, а придумываем лишь продолжение истории, отталкиваясь от известных персонажей и событий.

  • Например, что случается дальше с Дюймовочкой после того, как она становится женой принца эльфов? Может, у них родились дети, и они все вместе решили навестить маму Дюймовочки?
  • Что было после того, как вытащили репку? (вопрос для самых маленьких фантазеров)

skazki_fantaziruem_2

  • Что было с лисой после того, как она проглотила колобка? Может, у нее заболел живот, и она его выплюнула? Или он был таким вкусным, что лиса собрала для бабки зерна, чтобы она его перемолола в муку и наделала еще колобков?
  • Что было с Золушкой после ее свадьбы с принцем, и что было с ее мачехой и сестрами?

«Салат» из сказок

Правил для смешивания сказочных персонажей и их приключений — нет. Вы ограничены лишь возможностями собственного воображения, а оно вас обязательно приятно удивит, как только вы вступите в игру переплетения нескольких персонажей и их историй в один сказочный сюжет.

  • Наш пример сказочного «салата»

Как пример, очень быстро придуманная детьми история:

«Волк пришел съесть козлят, а тут неожиданно вошла Красная шапочка. Она перепутала домик козлят с домиком своей бабушки. И у нее с собой было ружье для самозащиты. Она выстрелила в волка. А потом его посадили в клетку и отправили в зоопарк».

Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и развивает воображение. Но хочется предупредить родителей: детям важен процесс переписывания, игра. Они не думают о результате и художественной ценности. И пусть вас не смущает, если их сочинительства будут выглядеть как бессмыслица. На данном этапе это нормально. Примите их идеи и окунитесь в мир фантазии вместе, пусть ненадолго, но с удовольствием.

Татьяна Гизатова, педагог, арт-терапевт, мама троих детей

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало