Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

sekrety-i-resursy-skazok

Секреты и тайные ресурсы, заложенные в сказках

Гаснет за окошком день. Скоро заблестят на небе первые звездочки. Мама берет в руки книжку, что принесли дети, которая сегодня по душе, или ту, что не дочитали со вчерашнего вечера. Пожалуй, в каждой семье есть такая добрая традиция — сказка перед сном. Это некое промежуточное состояние, переход от активности к покою, расслаблению. Сказки могут быть веселыми, лиричными, добрыми, немножко страшными, но практически всегда они поучительны.

Не просто читать, а думать, обсуждать!

Некий урок можно извлечь из любой сказки, ведь в каждой из них описаны события и действия героев, которые можно анализировать. Поэтому очень важно не просто читать детям сказки, а учить их думать, обсуждать, делать замечания и задавать вопросы. С одной стороны, это научит ребенка критическому мышлению, он будет спрашивать: «А кто поступает правильно? А как в данном случае нужно было поступить? Что чувствует герой или героиня?» С другой стороны, он начнет прислушиваться к своим чувствам и действиям, станет лучше понимать себя. Это важно — уметь слышать себя в ситуации выбора, чтобы не жалеть о своих решениях в последствии.

Как прошел день?

Время перед сном — это окончание дня (или его половинки), и очень хорошо ввести ежедневный ритуал благодарности этому отрезку жизненного времени. Научите ребенка вспоминать и выделять, что было важно, что было интересно, что удивило, что восхитило, что было самое доброе, что было самое вкусное… Это будут его ресурсы. Ребенок перед сном напитается хорошими воспоминаниями и уснет счастливым сном. Конечно, случаются дни, когда дочь или сын вам скажут: «Это был ужасный день», — и отвернутся к стене. Побудьте с ними, помогите пережить их отрицательный опыт, но главное — научите выносить уроки и из негативных событий.

sekrety-i-resursy-skazok_1

Сказка — эффективный инструмент воспитания!

В устах любящей мамы сказка — это универсальный инструмент. С ее помощью можно и похвалить, и воспитать и перенаправить. Редко какой ребенок станет выслушивать длинные морали о том, что такое хорошо, а что такое — плохо. А вот сказки любят все дети! Так что пользуйтесь этим замечательным инструментом! Сказка — это вымысел, ей нельзя ненароком обидеть, зато можно показать ситуацию, которую вы бы хотели с ребенком обсудить, в том свете, в котором это нужно вам.

Как же строится терапевтическая сказка?

  1. Сначала постарайтесь объективно оценить ситуацию, о которой пойдет речь. Какой урок из нее можно вынести сейчас? Какой глобальный урок в ней можно найти?
  2. Придумайте преамбулу (Жили-были Маша и Петя, они любили гулять в соседнем дворе). Опишите «схожую» ситуацию. Можно менять имена, предметы, время года (несущественные детали). Если вы рассказываете сказку мальчику, то он и должен быть ее главным героем. То же самое относится и к девочке.
  3. А теперь сказочный момент. Вспомните  сказку «Гуси-Лебеди». Аленушка бежала искать братца и не выказывала уважения, кому следовало — ей не помогали. А на обратном пути она вела себя правильно и получила защиту. Воссоздайте в своей сказке мораль, действуйте по ситуации. Возможно, вам придется показать неправильное решение, а потом правильное. Можно и сразу повести героев нужным путем и озвучить хороший результат такого поведения.
  4. Поговорить про результат стоит отдельно. Ребенок часто не понимает, зачем делать именно так, а не иначе. Объясняйте детям причинно-следственные связи. Важный момент — делаем акцент на желательном поведении, а не на отрицании нежелательного. У нас это выглядело примерно так.

Пример терапевтического детского произведения

Жили-были в одной семье два брата — Костя и Антон. Костя был старшим и не любил, когда Антошка везде бегал за ним хвостиком. Он жаловался маме, жаловался папе, но родители всегда говорили «Быть старшим братом непросто, но очень приятно». И вот однажды, пока Антошка мучился со шнурками, Костя ушел гулять без него. Он убежал далеко-далеко, на поле, где мальчишки обычно играли в футбол. «Здесь-то он меня точно не найдет! Я буду играть со взрослыми ребятами» — думал Костя. Сидя на краю поля, наш герой наблюдал за мальчишкой, который виртуозно управлялся с мячом, хотя был на вид такого же возраста. Костя побежал к нему.

— Давай поиграем! Тебя как зовут?

— Меня зовут Влад! А ты хорошо играешь?

И мальчишки стали бегать с мячиком. Очень быстро стало понятно, что Влад — отличный футболист, но Костя не сдавался. К ним присоединились и другие мальчишки, однако нового друга обыграть было невозможно, тем более теперь у него была подмога. Что-то общее было у этих мальчишек — они были похожи, словно братья! И играли так слажено: Костя подавал, Игорь забивал и наоборот. Когда игра закончилась, Костя с восхищением спросил: «Кто вас научил так играть?»

Влад ответил: «Игоря научил Васька, наш самый старший брат. А он уже научил меня! Мы каждый день сюда приходим и тренируемся, поэтому у нас так здорово получается!»

Тогда Костя поинтересовался: « Можно я завтра своего брата приведу? Вы и нас научите.»

Влад не возражал: «Конечно! Мы всегда рады дружным братьям в нашей команде!»

С тех пор Костя с удовольствием брал Антошку с собой. Они научились играть футбол, помогать друг другу и стали настоящей командой. Им даже удалось выиграть несколько дворовых матчей!

Как-то вечером Костя сказал папе: «Старшим братом быть непросто, но приятно! Вот бы нам еще братика!».

Сказочные истории лечат детей

sekrety-i-resursy-skazok_2

Сказка может помочь не только воспитать хорошие манеры, но и вылечить ребенка. Особенно это касается вредных привычек/неврозов (грызть ногти, сосать пальцы и т.д.) и психосоматических заболеваний. Например, многие родители отмечают положительный эффект терапевтических сказок при энурезе. В данном случае сказка может иметь такой сценарий.

Пример сказки при энурезе

Мальчик Ваня приехал к бабушке в деревню. Вечером пошел дождь, и с потолка стала капать вода. Ваня с бабушкой расставили тазики, чтобы вода не испортила мебель и ковер. Бабуля рассказала мальчику, что крыша давно прохудилась, а починить ее некому. Утром Ваня залез по лесенке на крышу и увидел, что местами сдвинут шифер. Мальчик все поправил, и дома стало сухо и уютно.

Это не обязательно должна быть крыша, здесь важна суть — что-то протекает, и ребенок должен это починить. Сказка может и не быть направлена на само заболевание, но всегда может поддержать ребенка, согреть и дать надежду на скорейшее выздоровление.

Совместное творчество укрепляет отношения

Еще одна форма волшебной сказки — это совместное сочинение. Сотворчество мамы и ребенка поможет им лучше чувствовать друг друга и понимать, разовьет доверие и любовь. К тому же это отличный способ провести время вместе!

Со сказкой по жизни

Учите ребенка придумывать свои сказки: про свой день, друзей, учебу, достижения и неудачи. Учите ребенка метафоричности, ведь многое, что кажется неразрешимым в настоящей жизни, легко решается в сказке. А когда дети умеют найти выход, этот навык быстро распространяется из выдуманного мира в реальность. Ведь все мы знаем: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало