Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

vospitanie-tvorcheskogo-rebenka_1

Роль мамы в воспитании творческого ребенка. Часть 1

Творческое начало есть в каждом человеке ― это врожденное свойство человеческой натуры. Маленькие дети с большим удовольствием, без страхов и сомнений начинают рисовать, лепить, придумывать коротенькие стишки и песенки и танцевать. И вот в этот момент пробуждения творческого начала в маленьком человечке ― очень важно поддержать его первые попытки самовыражения.

Мама ― это  не просто самый значимый и важный человек в жизни любого ребенка. Она ― первый источник, передающий информацию малышу от окружающего мира. А также первый “фильтр”, через который ребенок начинает смотреть на мир, и первый проводник в мир творчества.

Увлеченная мама  лучший пример

Чтобы воспитать творческого человека, маме необходимо разрешить себе заниматься чем-то таким, создавать что-то. Это не означает, что вы должны срочно бежать на курсы рисования или актерского мастерства. Подумайте, от чего вы всегда получали настоящее удовольствие? Может быть, вам нравится печь торты и интересно их украшать? Или вы очень любите петь, но в повседневной жизни не видите повода для этого. Или вы обожаете танцевать, сочиняете увлекательные истории? Ведь творчество ― это любое проявление уникального внутреннего мира человека, которое может осуществляться практически в любой сфере жизни. Попробуйте передать вашему ребенку эту радость созидания, показать вашу увлеченность. Совсем не обязательно, что малыш пожелает составить вам компанию в вашем хобби, но он увидит ваши горящие глаза и страсть к любимому делу. Если вы ждете от ребенка смелости в проявлении себя, покажите ему подобный пример.

tvorcheskiy-rebenok_1

Если вы не можете вспомнить ничего, что бы вас увлекало раньше, значит пора искать себе новое занятие. Сейчас есть масса возможностей: готовые наборы для творчества, книги, статьи в интернете, сайты по интересам, обучающие видео-курсы.

В семьях, где родители увлеченно занимаются творчеством, дети тоже быстро находят себе творческое занятие, доставляющее им радость. Мы ― самый лучший и убедительный пример для наших детей.

Делаем первые шаги

Очень часто слышу жалобы от мам: “Да у него терпения не хватает рисовать, он мазнет разок и убегает». Чаще всего при этом речь идет о ребенке, которому год или два! Такой малыш еще не может длительно сосредотачиваться на одной деятельности в силу незрелости нервной системы и психических процессов. Не стоит ждать, что двухлетка за один присест создаст шедевр. Но многие мамы, не получив результат с первого-второго раза, считают, что их ребенок не творческий, ему это не интересно. Это неверный подход! Приобщать малыша к миру искусства нужно бережно и постепенно.

Советы для успешного погружения в мир творчества

Вот несколько советов, которые помогут вам получить совместное удовольствие и пользу от процесса созидания:

tvorcheskiy-rebenok_3

  1. Давайте ребенку больше свободы. Ребенок от года до трех лет находится на так называемом доизобразительном этапе творчества (в первую очередь речь идет о рисунке). Он пока не способен изобразить какой-то конкретный предмет или образ: машину, цветок и т.д. Малышу интересно оставить след на листе или в пластилине, попробовать свои силы и изучить материал. Именно поэтому дети возраста от одного до трех лет часто выбирают черную краску ― она оставляет самый яркий и контрастный след на листе. Задача мамы в этот период ― предоставить как можно больше свободы, а еще бумаги, краски и других материалов, с которыми можно экспериментировать.
  1. Главное ― процесс, а не результат. Также стоит сосредоточится не на результате, а на самом процессе творения ― он крайне важен на данном этапе развития, как, в принципе, и на  всех других.
  1. Нужно двигаться от простого к сложному. Нужно вовлекать  малыша в процесс творчества, начиная с пары минут, а также с самых простых действий: приклеить картинку, намочить кисточку, поводить по краскам и бумаге, скатать шарик из теста.
  1. Предлагать разные материалы, давая возможность выбрать самому. Предлагайте разные материалы и техники ― наверняка вы быстро поймете, что больше всего нравится именно вашему ребенку.
  1. Учитывайте желания вашего малыша, его настрой. Будьте готовы к тому, что малыш не всегда готов творить именно в тот момент и по тому сценарию, который запланировали вы. И это нормально, так как он ― отдельная личность со своими желаниями и потребностями.
  1. Подавляйте в себе желание показать, «как надо». Вы можете мягко показать, как держать карандаш или кисточку, сказав, к примеру: “Смотри, а если взять вот так, то будет удобнее”. Но позвольте ребенку самостоятельно выбирать краски или цвет пластилина и делать так, как ему хочется и нравится. Это принесет гораздо больше пользы развитию, чем идеальная картинка, выполненная под вашим “чутким”руководством.  Лучше всего, если вы себе тоже возьмете лист и кисточку, и будете рядышком рисовать свою картинку.
  1. Организуя творческий процесс, всегда имейте запасной вариант. Если малыш не хочет сейчас рисовать, предложите полепить или включить музыку, потанцевать или спеть вместе. Хорошо чередовать двигательную активность и спокойные минутки творчества. Это позволит избежать чувства разочарования, что вы стараетесь, придумываете, а он не хочет.

Итак, основное правило на первых этапах знакомства с творчеством ― больше свободы! Ребенок должен почувствовать «вкус к творчеству», полюбить творить. И побольше креатива во всем, что вы делаете!

tvorcheskiy-rebenok_2

В следующий раз я расскажу вам о том, какие шаги помогут правильно организовать творческий процесс с детьми дошкольного возраста, а также о том, что поможет вашему ребенку не потерять интерес и привычку творить.

Вероника Никитина, педагог-психолог, монтессори-педагог, преподаватель групп детского творчества, мама двух сыновей

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало