Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

skazka-rukami

Расскажите сказку руками

Казалось бы, нет на свете малыша, который не любит сказки. И у многих мам, чей ребенок не попадает в эту категории, начинается паника: “Что с ним? Почему он не такой, как все? Как это исправить? И можно ли?” Спешу их успокоить ― можно! А, если вы любите сказки и готовы уделять этому хоть несколько минут в день, то изменить ситуацию не составит особого труда!

Почему ваш малыш не воспринимает сказки, и что делать?

  • Во-первых, помните, что сказка ㅡ это множество слов, к тому же не всегда знакомых малышу. То есть для него некоторые из них ㅡ буквально «пустой звук». Плюс, маленький ребенок еще плохо умеет концентрировать внимание. И это совершенно нормально, если ему от роду всего год-два или даже три! Вывод один: нужно идти от природы ребенка!
  • Во-вторых, природа малыша требует движений. Движение ㅡ это все: и рост, и развитие, и здоровье. Поэтому давайте попробуем совместить движения и текст сказки!

Как рассказывали сказки наши мамы и бабушки

Помните ли вы, с какими самыми первыми художественными произведениями знакомили нас мамы или бабушки? Это были потешки, пестушки и колыбельные, и они всегда сопровождались движениями! Под последние ребеночка ритмично укачивали (у качания есть тоже своя польза для развития). А пестушки с потешками использовали для различных «важных» мероприятий ― умывания, одевания, кормления, массажа, да и просто игр. Хотя, конечно, не «просто». Все они способствовали и развитию малыша, и пополняли его пока еще совсем небольшой словарный запас.

skazka-rukami_poteshki

Как показывать сказку с помощью рук и не только

Если вдруг ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста, но все еще не может спокойно выслушать даже самую маленькую сказочку от начала до конца, то, рассказывая, попробуйте показать ему «театр» руками. Не обязательно использовать только руки, можно расширить диапазон движений, используя все тело, но все же старайтесь делать это сидя. Так у малыша будет развиваться концентрация внимания.

Иллюстрируем движениями сказку “Теремок”

Для примера возьмем сказку «Теремок». Ее можно проиллюстрировать следующим образом.

«Стоит в поле теремок-теремок» — скрестите руки в районе запястий над головой.

«Он не низок, не высок, не высок» ㅡ обозначьте высоту руками.

«Как по полю-полю мышка-норушка бежит» ― прижмите к груди руки, согнутые в локтях, пальцы опустите вниз ㅡ это будут лапки мышки. Подвигайте поочередно кистями вверх-вниз, изображая движения мышки.

«Теремочек увидала и стучит»  ㅡ снова изобразите теремок, скрещивая руки над головой.

«Тук-тук! Кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» ㅡ изобразите «стук» кулачком.

«А ей никто не отвечает» ㅡ разведите руки в стороны (жест «Увы»).

«Зашла мышка в теремок и стала там жить-поживать» ㅡ вновь покажите теремок.

«Вот по полю-полю лягушка спешит» ㅡ для лягушки опустите вниз руки, полусогнутые в локтях, а кисти разведите пальцами в противоположные стороны. Сделайте несколько пружинистых движений вверх-вниз, чтобы изобразить, как лягушка прыгает.

«Теремочек увидала и стучит: Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?» ㅡ повторите движения «теремок» и «стук».

«Я – мышка-норушка. А ты кто? – А я – лягушка-квакушка» ㅡ говорите и по очереди изображайте героя: мышку, затем лягушку.

Далее продолжайте по той же схеме.

Как показать других животных

  • Чтобы показать зайчика, поднимите к голове ладони с соединенными пальцами ㅡ «ушки».
  • Лисичку можно сымитировать, поочередно плавно двигая перед собой кистями рук.
  • Чтобы показать пасть волка, соедините руки в области запястий и постучите слегка согнутыми пальцами по противоположной руке.

skazka-rukami_volk

  • Ну а для медведя можно немного вывернуть ноги, поставив их на внешний край стопы, а полусогнутые руки опустить вниз. Медленно покачивайтесь из стороны в сторону, как неуклюжий косолапый.

Не принципиально изображать героев именно так, как описано выше. Это примерный вариант. Вы можете исходить из собственного опыта и представлений. Не бойтесь фантазировать и придумывать оригинальные «иллюстрации» к сказкам.

Еще немного нашего опыта: сказка “Пых”

Одной из любимых сказок моего сына стала сказка «Пых». Деда мы изображали, поставив одну руку на пояс и как бы «прихрамывая» в эту сторону. Бабка была пошустрее ― мы двигали согнутыми в локтях руками. А внучку представили «воображулей», покачивая головой и ведя указательными пальцами от затылка к плечам, как бы обозначая кудряшки-спиральки.

Когда герои выходили в огород, я добавила такой текст: «А там ― солнышко светит (мы поднимали кисти рук с растопыренными пальцами вверх), птички поют (пальцы соединялись и превращались в крылышки), пчелки жужжат: «Жжжжж» (пальцы соединялись «биноклем», но разводились в стороны),

skazka-rukami_pchelki

комарики звенят: «Ззззз» (указательные пальцы выдвигались вперед, а остальные сжимались в кулачек).

skazka-rukami_komariki

Грядки тоже были «активные», своеобразный массаж получился: с морковкой (указательные пальчики стучали по ножкам или по спинке), с капустой (пальчики сворачивали «шариком» и слегка пощипывали), с картошкой (стучали кулачками). Когда сын подрос, то стал сам придумывать, что на них должно было расти: горох, огурчики, тыква и т.д. Ему очень нравилось рисовать эти овощи на моей спине. Иногда я его просила отгадать, что же росло на грядке, «забыв» название овоща. В общем, повествование с помощью нашего тела дает огромный простор для фантазии!

Рассказывая сказку, побуждайте малыша повторять за вами движения. Через какое-то время пробуйте делать их вместе, а затем и по ролям. Так малыш учится прислушиваться к вашей речи, обращать внимание на отдельные слова, осмысливать услышанное. А движения рук и туловища разовьют моторику, помогут стать пластичнее. Но главное ― ваш малыш полюбит сказки!

Татьяна Вербицкая, опытный педагог и мама двух «вытворяшек»

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало