Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

semeynyy lager 2016

«Радужная карусель» -2016: Решето сказок семейного лагеря

Каждый день с детьми — это открытие. Как часто внимательный родитель, наблюдая за малышом, видит, что его ребенок только что открыл для себя какое-то понятие, образ, звук, проник в него, сделал своим.

Глубина детского познания мира порой поражает, и так хочется нам с нашей взрослой высоты дотянуться, достать до недосягаемой высоты детства. Вернутся туда, где была радость первооткрывателя даже тогда, когда на твоих глазах просто прорастает маленькое семечко.

Семейный лагерь на море

И такой шанс — вернуться в детство, взять за руку своего малыша, как равный ему по возрасту друг — был у участников первой смены семейного лагеря на море «Радужная карусель» — 2016, которая носила загадочное название «Решето сказок».

Семейный лагерь на море 1

В этом году в лагере появилось пятеро ведущих: бессменный организатор и вдохновитель Оля Брусянина, педагог-психолог и творческая мама троих детей Наталья Буракова, я, сказочница Светлана Матвеева, и Алексей Семенченко, мой муж, вели в страну сказок детей и родителей, а арт-терапевт и психолог Елена Джура занималась поисками вопросов на детские и не очень вопросы с родителями.

Ежедневные игры в семейном лагере 2016

Первая смена началась 4 июля, пожалуй, с самого сказочного действия. Ребята и их родители прямо на зарядке встретили кота Баюна, который стал ежедневно рассказывать им сказки. Да и сказки это были не простые, ведь через «Решето сказок» в лагерь попали только семь интересных, ярких и глубоких сказок разных народов: «Маленькие человечки» (Братья Гримм, Германия), «Первые бабочки» (индейская сказка), «Хлопок» (Персия), Паталипутра (Индия), «Теремок» (Россия), «Почему у кита большой рот» (Африка), «О том, как Ча превратился в дракона» (Китай).

о3

о4

«А где же зарядка?» — спросите вы. Зарядка в «Решете сказок» была по-настоящему творческой: ребятам требовалось не просто слушать, а оживлять сказку. Ох, и сложно порой приходилось изображать героев сказки: китов, бабочек, дракона, жемчужину, сапог, ткача или красильщика, — но неправильных движений здесь не было, ведь каждый изображал так, как он видел героя или его действие. Утренняя сказка давала направление целому дню, подсказывала сказочные игры, давала толчки для того, чтобы глубже заглянуть в сказку, понять ее.

о2

Продолжение сказочных игр ждало участников на пляже. Дети и взрослые общими усилиями раскручивали символ лагеря — разноцветный парашют, который потом по сказочному велению превращался то в кита, то в прялку, то в теремок.

О1

Радужная карусель — парашют

Сказка «Почему у кита большой рот»

Первый день был посвящен африканской сказке «Почему у кита большой рот», поэтому знакомились мы все, превратившись в паучков и общими усилиями выткав паутину добра. Каждая семья от разноцветного паучка получила свою ниточку, на которую надо было повесить табличку с фамилией своей семьи, а потом повязать ее между деревьями. Но самое интересное начиналось потом: дети и взрослые рисовали то, что они больше всего любят, и эти картинки цепляли к ниточкам или изображениям других семей на общей паутинке. Вся паутинка была увешана удивительными сюрпризами, которые семьи дарили друг другу «ни за что, а просто так».

к5

Добрая паутинка знакомства

к7

Герой дня — Паучок

И сразу после этого игрушечный паучок запустил еще одну традиционную общелагерную игру — «Тайный друг». В течение  семи дней каждая семья наблюдала, писала письма, делала сюрпризы (своими руками или заранее приобретенные) и даже устраивала настоящие квесты по поиску подарков своим тайным друзьям. А в последний день вечером тайные друзья признавались друг другу, удивлялись и становились друзьями явными!

Вытягиваем тайных друзей

Вытягиваем тайных друзей

На второй утренней мастерской мы занялись сказочной математикой, точнее мы учились измерять. Вот только линейка нам для этого не потребовалась, зато пригодились детские и родительские ладошки, которыми так удобно было мерить длину рук, ног, туловища. А еще мы померили расстояние между столбами в лежащих и сидящих детях, глубину тканевого тоннеля в ползающих малышах.

К1

Вечерняя мастерская, ежедневно проходившая в 17 часов, стала, пожалуй, самой громкой и разноцветной за весь первый день, ведь ребята делали настоящие африканские маракасы из обычных бутылочек из-под йогурта. Немного круп, макарон, фасоли и бутылочка уже почти маракас. А если ее еще и раскрасить акриловыми красками, то играть можно не хуже африканского вождя.

к6

Африканские маракасы

Но настоящий африканский вождь появился только на вечернем интерактивном спектакле. Спектакль получился по-настоящему сказочным, ведь в нем удалось совместить сразу две сказки — африканскую сказку дняи знакомую с детства каждому сказку Корнея Чуковского «Айболит». И, конечно, завершился этот день, как и все остальные, песнями и колыбельной, под которую в первой смене всегда кто-то засыпал на руках у мамы.

К2

Вечерний спектакль. Слепой африканский вождь.

К3

Вечерний спектакль. Доктор Айболит

К4

Сказка «Теремок»

«Стоит в поле теремок», а кто же в нем живет? Вот это мы и выясняли на утренних мастерских, когда каждый мог построить домик по своему желанию для любого из лишившихся без крова жителей теремка. Фантазия детей и родителей не ограничивалась ничем: ни материалом домика, ни его внутренним убранством, ни даже выбором животного, для которого будет построен дом. Да-да, среди наших теремков легко появился домик для рыси, о которой, видимо, забыли написать сочинители сказки. Ну, не оставаться же ей после этого без домика! А в доме медведя стал жить-поживать динозавр.

????????????????????????????????????

Кстати, жителей своих теремков ребята тоже делали самостоятельно.

Т1

Т7

Но сделать домики было мало, нужно было, как в самой сказке, еще и по гостям походить. Ребята с удовольствием принимали посетителей из других домиков, рассказывали, какая мебель у них стоит, где спят звери, чем лакомятся, а потом продолжали путь в другие домишки.

Т8

12

14

Дневные посиделки для взрослых тоже получились по-детски творческими. Поговорили о приемах фантазирования, а потом стали сочинять сказки, взяв за основу сказку дня — «Теремок». В итоге для вечерних спектаклей были готовы две сказки, сочинителями которых стали мамы, а актерами — их дети. Одна — Теремок-наоборот, где звери выгоняли друг друга из дома, а другая была создана с использованием схемы сказки дня и получилась про остров, на котором собрались разные сказочные герои.

Т5

На пятичасовых мастерских девочки и мальчики занялись разными видами творчества. «Стук-стук-стук», — слышались удары молотков со стороны юных инженеров, это мальчики в обнимку с папами (а порой и мамами) делали трещотки из железных бутылочных крышек.

Т2

Мужское дело — молоток и гвозди.

Т3

А девочки в это время создавали шедевры на тканях в технике узелкового батика. Загадочные узелки на их глазах превращались в распускающиеся цветы на обрезках тканей.

Семейный лагерь на море 2

Узелковый батик

Семейный лагерь на море5

Узелковый батик

Сказка «Хлопок»

В день персидской сказки на первой мастерской дети неожиданно превратились в маленькие росточки, за которыми родители-садоводы трепетно и нежно ухаживали — поливали их, окружали любовью, хвалили, обнимали, а в результате этой пантомимы (а это была именно она!) дети выросли большими и прекрасными цветами. Играть в пантомимы оказалось весело: семья изображала разные действия (пускали мыльные пузыри, ловили рыбу, строили дом), а другие участники лагеря угадывали.

Но растительная тема на этом не закончилась. Именно в этот день дети сами посадили в землю, возможно, первые в своей жизни семена, заботливо полив их. Каждый день вплоть до конца смены ребята терпеливо ждали, когда семечки проклюнутся и дадут всходы, поливали их, укрывали от жаркого солнца. Сколько же радости было в последний день «Решета сказок», когда грядки, посаженные детьми наконец зазеленели.

х5

Наши росточки в последний день смены

Сказка не отпускала детей и на второй мастерской, когда все превратились в красильщиков ткани и раскрашивали разными изображениями и завитушками длинные полотнища рулонной бумаги. Х2

х4

Вечерний спектакль в этот день был как никогда ярким и переполненным героями, потому что мы ставили сказку дня — «Хлопок». А в ней наряду с главным героем — воробьем, участвуют еще и стаи птиц, ветер, крестьянин, ткач, прядильщик, красильщик, портной и даже мулла. Так что стаи птиц, подгоняемые ветром, весь вечер бодро порхали по сцене.

х1

х6

х7

Сказка «Первые бабочки»

Эту мудрую сказку придумали индейцы — наверное, лучшие в мире следопыты. Вот и участники «Радужной карусели» в этот день упорно шли по следам загадки-сюрприза, который был специально запланирован ведущими. Кстати, сюрпризом оказался настоящий индейский квест, где нужно было разыскать главную потерю вождя — волшебный талисман-мешок, который делал все его племя счастливым. Когда мешок был найден, оказалось, что в нем находились маленькие бабочки. Каждый маленький участник лагеря получил себе такую бабочку как амулет радости и счастья от индейцев.

б2

б3

В течение дня шли приготовления к квесту. Дети и взрослые с увлечением делали для себя головные уборы индейцев из перьев и бусин.

Старшие дети занялись более серьезным делом — они учились играть как настоящие индейцы в веревочные игры.

б1

А вечером уставшие, но довольные спасением индейского племени, все собрались, чтобы послушать особенную веревочную сказку и почитать книги, привезенные в лагерь.

Сказка «О том, как Ча стал драконом»

День начался с того, что все ребята превратились в настоящих китайцев, которые называют себя детьми драконов. Для этого нужно было проползти через тоннель, который сегодня был назначен драконьим яйцом.

А потом младшие дети во главе с Олей решили поставить настоящий китайский мюзикл. Вооружившись различными шумовыми и ударными инструментами, ребята рассказали музыкальную историю трудового дня обычных китайцев. Вечером этот мюзикл с успехом посмотрели родители.

Старшие дети в это время под руководством Лёши делали огромного дракона из ткани, который нужен был для исполнения главной роли в вечернем спектакле. Кстати, историю к этому спектаклю ребята сочиняли сами, используя слова, в каждом из которых была своя изюминка, точнее «рисинка». Дело в том, что эти три буквы «рис» содержались в каждом опорном слове: рисунок, турист, юморист, прислужница и другие. Сказка получилась очень необычная.

ч2

ч3

Драконами занимались и самые юные участники лагеря. Вместе с Наташей они делали аппликацию «Дракон» из цветной манки.

ч1

А пятичасовая мастерская в этот день проходила на пляже. Здесь все от мала до велика занялись рисованием. Только краской была косметическая глина, а вместо листа бумаги тела родных и друзей. Эта мастерская — одна из немногих, которую мы повторили  прошлого года, потому что процесс захватывает и радует и взрослых и детей.

Сказка «Маленькие человечки»

День по сказке Братьев Гримм был посвящен не только гномикам, но и всем детям «Радужной карусели». Ребята рисовали острова, в которые по сигналу Оли и Алексея сами же превращались, замерев в разных позах на большом листе бумаги. А потом искали в пресечениях своих контуров маленькие камни и закрашивали их, чтобы потом по ним перебираться с одного «берега» на другой выдуманной горной реки.

мч7

Найти драгоценные камни — пересечения в пустыне

мч2

Перебраться по камням через холодную горную реку

А затем каждый, словно маленький человечек из сказки дня, сделал себе настоящий большой сапог, который нужно было украсить привезенным с собой мелким творческим хламом. Сколько неповторимых сапогов появилось в этот день на общей выставке!

М1

мч6

Х3

Вечером ребята показали спектакль по доброму стихотворению Юнны Мориц «Дом гнома», в котором самым младшим актрисам было всего  два года!

мч4

Дом гнома. Мишки

А вечером «маленькие человечки» из лагеря еще раз убедились, что даже малыш может сделать что-то радостно-большое. В этот день любой желающий научился выдувать большие мыльные пузыри.

мч1

Сказка «Паталипутра»

Последний день первой смены был посвящен волшебной индийской сказке про создание древнего города Паталипутра. Тем вечером все участники лагеря строили на берегу моря. Дороги, величественные дворцы, необычные дома, колодцы и бассейны украсили в этот день прибрежную линию.

п5

Паталипутра на пляже

п6

Паталипутра на пляже

Последняя утренняя мастерская получилась по-индийски доброй. Каждый участник сделал себе конверт, в которые он собирал звезды. Внимательно приглядываясь друг к другу, что-то вспоминая, о чем-то мечтая, ребята вместе с родителями делали звезды для других семей или людей, чтобы дарить их. Сколько добрых звезд в этот день упало в конверты каждого участника лагеря.

п7

Звезды добрых слов

А вечером участников ждала настоящая индийская ярмарка, на которой за добрые слова, воспоминания, улыбки, стихи можно было купить у ярких и колоритных продавцов — а ими были все участники лагеря старше 5 лет, — сов и камни желаний, ящериц-хранительниц, камни с горного Алтая, волшебные пузырьки, раковины с «жемчугом» и многое другое — волшебно-индийское.

и1

п1

п2

Ярмарка в семейном лагере на море

????????????????????????????????????

????????????????????????????????????

7

Семейный лагерь на море 10

Волшебная смена  семейного лагеря на море 2016 «Радужная карусель» пролетела как на крыльях, но очень хочется верить, что эти крылья унесут детей и их родителей в другие сказки, которые будут не менее интересными и увлекательными.

Светлана Матвеева, писатель, ведущая семейных лагерей

Вам также может быть интересно::

Комментарии ( 9 )

  • Спасибо, Светлана! Приятно вновь пережить, то,что было в лагере. Я,вела дневник и дополнила его твоим отчетом. Начала делать скрап альбом. Всё было здорово и мы хотим на следующий год…..опять приехать и взять с собой,своих друзей.

  • Светлана, доброго дня. Очень подробный отчет о наших веселых деньках. Было очень весело, надеемся встретиться в следующем году. С уважением и благодарностью семья Черновых.

  • Друзья! Рада, что отчет понравился, а мне понравилось быть с вами в лагере!

  • Светлана, прочитала на одном дыхании. Молодец! Какие вы все молодцы! Вдохновлённо. подробно, зажигающе! Хотим к вам!)
    Ирина Мельникова

  • Как приятно вспомнить летние дни))) Света, очень подробно и увлекательно)))

Опубликуйте ваше мнение

В начало