Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

glin-2

«Пойдем со мною в волшебный лес…» или зимняя сказка из глины

Из этой статьи вы узнаете, как вылепить из глины сказочную историю с детьми от трех лет в стиле свободной творческой игры (по методикам Елены Макаровой и Алексея Лельчука).

Что понадобится для лепки зимней сказки

1. Большой кусок глины

2. Любые краски для росписи готовых фигурок (по желанию)

3. Инструменты: пластмассовые ножи, зубочистки, формочки для пластилина или теста, скалки

4. Клеёнка, полиэтилен, чтобы накрыть стол (если дома есть малыши, то и пол). При этом важно создать на столе общее игровое пространство

5. Дополнительные украшения: разноцветные стеклышки, камушки, бусинки, свечки (если рядом не будут бегать малыши), конфетти

6. То, что заменит снег и легко смоется потом с глины: крупная соль, вата

7. Природный материал: палочки, веточки, шишки

dscn1510

Основные правила игры с глиной

1. Вы лепите с детьми на тему одной и той же сказки. При этом ребенок создает только то, что хочет в данный момент, исходя из своих собственных фантазий и желаний. Родители также лепят то, что им нравится самим, или что их попросят сделать дети.

2. Помогать ребенку нужно, только если он сам попросит.

3. Взрослому не следует исправлять своими руками работу ребенка — пусть останется такой, как получилась. Можно укреплять отваливающиеся части, если малышу это нужно.

4. Не критикуйте, не давайте оценок, не смейтесь над неудачно (на ваш взгляд) вылепленными лапами, хвостами и ушами. Но и не перехваливайте: «Ах, какой колобок! Ты сам это сделал?! Какой же ты молодец!»

5. Выйдите на полтора-два часа из позиции родителя и станьте немного ребенком, который увлечен творческим процессом и позволяет каждому участнику материализовывать свои фантазии.

6. Если в какой-то момент ребенок передумает играть в сказку и начнет лепить что-то совсем другое, далекое от изначального сюжета, — так тому быть. Это тоже хорошо!

7. Что делать с вылепленными персонажами после игры? Мы заранее договариваемся, что всё собираем в один глиняный ком, чтобы был материал для лепки в следующий раз. Оставляем только то, что детям особенно нравится, и они просит не ломать это. После этой игры мы сохранили глиняное сердце.

8. Главное в этом процессе — искренний интерес ребенка!

Как выбрать сюжет

Сказки очень удобны для лепки. Во-первых, в них возможно всё, а также четко обозначены пространства: реальный мир героев (деревня, дом) и сказочный (лес с Бабой-ягой, пещера тролля или подводное царство). Такое произведение в самом простом варианте — это путь героя через различные препятствия, волшебные пространства и возвращение с победой. Пройти его герою помогают помощники.

Но есть и другой, «мирный» вариант сказки — без злодеев и сражений. Например, встреча Нового года в кругу друзей или семьи, в сказочном лесу или в уютном домике, с хороводом вокруг большой нарядной елки, с фейерверком из конфетти и, конечно, с подарками всем-всем-всем!
Перед началом игры предложите ребенку все варианты — пусть он выберет сам. Мои дети, например, решили, что придумают свою сказку, и что главными героями в этой истории, спасателями Нового года, — будут они сами.

В этом случае готовьтесь к неожиданной завязке, нестандартным поворотам сюжета или, наоборот, к очень простым решениям. Порой будет особенно трудно не включать критически настроенного родителя, но вы постарайтесь. Вот, что получилось у нас.

dscn1504

Наша сказка

Жили-были две сестренки — Алиса и Вика. Жили они в небольшом городе, где царили безмятежное счастье, радость и хорошее настроение круглый год. Главным праздником в городе был Новый год. Все жители собирались на красивейшей площади и ждали чуда. Дело в том, что у них хранилось бесценное сокровище — большое хрустальное сердце. В новогоднюю ночь, когда часы били двенадцать раз, и все жители загадывали одно общее желание (ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ), сердце начинало светиться необыкновенно ярким, белым, искрящимся светом, окутывая всех людей любовью и оберегая их от проблем и болезней на весь год. Но однажды случилась беда: накануне Нового года прилетела Баба-яга и украла волшебное сердце! Что же делать? Как жители города будут жить дальше? Алиса и Вика смело отправились за помощью в лес к Деду Морозу…

Это начало нашей сказки, и, честно говоря, идея с новогодним сердцем мне сначала не понравилась. Но я удержалась от критики, и в итоге получилась очень добрая история про смелость, любовь и дружбу. Конечно, я помогала детям развивать сюжет, делая его более сложным и интересным для них самих, используя открытые вопросы, например, такие: «А как еще девочки могли расколдовать Деда Мороза? А если не убивать Бабу-ягу, как иначе можно вернуть сердце? Кто бы мог им помочь? Почему все же Баба-яга так поступила? Для чего ей нужно было сердце?»

Кто и что лепит

Итак, пока дети придумывали начало сюжета и основных героев, они отрывали куски глины, мяли ее, настраивались, вырезали формочками маленькие елочки. Старшая дочка (семь лет) сделала с их помощью звёзды и уложила их в одну дорожку, а потом младшая (четыре года) украсила их маленькими глиняными шариками. И мы придумали, что это дорога, ведущая в сказку.
Затем дети сами решили, кого или что они будут лепить. Алиса захотела сделать главных героев (себя и сестренку). Вика попросила меня слепить большое сердце, а папу — слепить избушку Бабы-яги. А потом практически все время наносила зубочисткой всевозможные узоры на сердце и крышу избушки. А я тем временем делала то, что нравится мне — лепила ёлки и деревья, а также — Деда Мороза. Папа сделал всех остальных персонажей, причем быстро и довольно схематично, что нам очень помогло. В общем, дети творили из глины только то, что хотели. Это очень важный момент игры — получать удовольствие от процесса!

dscn1508

Играя в сказку, не ставьте перед собой задачу ( и тем более перед детьми) вылепить красиво и «правильно». Главное, чтобы у всех сохранялось ощущение легкости, задора, игры.
В общем, пока придумывали сюжет и делали пространство и персонажей, прошло два часа довольно интенсивного мыслительного процесса и неспешной расслабленной лепки. В любом случае, воспроизводить сказку от начала до конца дети не захотели. Она для них уже была сыграна в процессе обдумывания и лепки. Для них эта сказка уже состоялась.

Волшебный сюрприз

Но пока дети отдыхали, я все-таки решила устроить им сюрприз и расставила на столе по местам деревья, персонажей, добавила разноцветных камушков, много-много каменной соли (снег и сугробы), включила только настольную лампу. И когда дети увидели это, им настолько понравилось это волшебное зимнее пространство, что они не могли удержаться и начали новую игру. Но это была уже другая сказка. И началась она со слов: «Пойдем со мною в волшебный лес…» О чем была эта новая история, честно говоря, не знаю, так как все происходило при закрытых дверях. Но то, что было по-новогоднему волшебно, спонтанно и очень интересно, могу сказать наверняка. Ради этих радостных улыбок и увлеченных детских глаз все и затевалось!

Татьяна Гизатова, педагог, арт-терапевт, мама троих детей

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало