Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

zametki triz-mamy_otkrytiya

О больших и маленьких открытиях: заметки ТРИЗ-мамы

Я — начинающая ТРИЗ-мама. Из-за работы бывает сложно найти время на глубокое изучение теории и продолжительные онлайн-занятия по ТРИЗ, поэтому моими помощниками стали книги. Одна из них — «Большие открытия маленького Львенка» Владимира Богата. Эта книга zametki triz-mamy_otkrytiya_1учит нас с сыном решать задачи, которых не найдешь в обычных развивающих сборниках. Мы играем в «Львенка» и дома, и стоя в очереди в поликлинике, когда едем в машине. В общем, используем любой удобный случай.  Впереди отпуск — не взять ли книгу с собой в самолет?

Большие открытия маленького Львенка: не просто книга

Детей не нужно учить фантазировать — эту способность подарила им природа. А нам, взрослым, нужно лишь создать условия, в которых это умение проявится.

Книга Владимира Богата — это истории о героях, знакомых нам с детства — Львенке и Черепахе. Каждая история заканчивается открытой задачей — задачей, в которой может быть несколько решений. Роль родителя — выслушать все решения, а потом обсудить с ребенком сильные и слабые стороны предложенных идей. Не бойтесь выдвигать и свои идеи — вы даже не подозреваете, сколько разных комментариев от ребенка вы услышите! В конце игры-занятия попробуйте подвести итог: выбрать более подходящий ответ. Но можно оставить и несколько решений — пусть ребенок удостоверится в том, что ответ может быть не один, и это нормально. Также можно и нужно шутить, обыгрывать сюжеты, примерять роли героев. Так занятия с использованием технологии ТРИЗ дают огромный простор для совместного творчества с вашим ребенком, развития его мышления и фантазии.

zametki triz-mamy_otkrytiya_4

Наш алгоритм ТРИЗ-занятия

Вот какой алгоритм занятия по ТРИЗ-книге используем мы:

  • Читаем текст — активизируем творческое мышление путем выявления противоречий (они всегда оговариваются в тексте).
  • Рассматриваем иллюстрации, содержащие подсказки. Находим одно/несколько нестандартных решений при выходе из затруднительной ситуации. Так мы достигаем идеального конечного результата.
  • В помощь нам всегда есть мудрая Черепаха, но нужно внимательно читать ее реплики. Если ребенок постарше, можно вспомнить его жизненный опыт — это всегда работает.
  • Чтобы занятие по методике ТРИЗ прошло успешно, очень рекомендую прочитать историю заранее. Это поможет вам сосредоточиться на ответах ребенка, будет проще ориентироваться в тексте. Тем более, что он короткий, с яркими иллюстрациями.

Книгу «Большие открытия маленького львенка» автор рекомендует к прочтению с 5-6 лет. Выборочно мы начали играть в «Львенка» в 3,5 года, и идеи, предлагаемые сыном, вполне соответствовали уровню заданий. Поэтому смело можно пробовать занятия по ТРИЗ для детей, даже если вашему малышу еще нет четырех. Попробуйте для начала поиграть с папой или бабушкой. А ребенок, находящийся рядом, будет слушать ваши фантазии и в какой-то момент обязательно включится в игру.

Для большей образности можно рисовать ответы и приклеивать их на подходящую страницу книги, а лучше ― специального журнала.

Процесс игры по истории «Как спасти бабочек?»

Опишу процесс игры в ходе наших с сыном занятий по ТРИЗ.

zametki triz-mamy_otkrytiya_2

  • Мы читаем историю, и я задаю вопрос: «Хорошо или плохо, что бабочки такие яркие?» Ответ ребенка: «Да, хорошо, и да — плохо ».
  • Задаю второй вопрос: «А вот если бы ты был бабочкой, куда бы ты спрятался?» Ответы Максима: «Я сяду на травку, и птица решит, что это листик (желтый или красный, как осенью)».
  • Мой вариант ― притвориться цветочками. Еще один — бабочка спрячется за спящего Львенка, птица клюнет Львенка, а он зарычит и прогонит ее.
  • Теперь сама предлагаю бабочке научиться быстро летать, быстрее птицы. Тогда она ее не догонит. Тут мой сын говорит: «Да! Она такая же яркая, как гоночная машина. Значит, будет летать со скоростью гоночной машины, и птица ее не догонит…»

«Ура! — думаю я. —Сын додумался до переноса признака одного объекта на другой. Наши занятия по ТРИЗ выходят на новый уровень!».

  • Следующий вопрос, который пришёл мне в голову: «А что общего у бабочки и гоночной машины кроме яркого цвета? Ребенок задумался и говорит: «Мам, ну голова же у бабочки такая же черная и круглая как шина у машинки…»
  • Тут уже я фантазирую: «Представляешь, если бабочка начнет крутить головой быстро-быстро и при этом разгоняться и лететь!» Сын крутит головой, как бы это происходило у бабочки, и авторитетно заявляет: «Нет, мам, закружится у нее голова, врежется она в Львенка….»

На этом метод фокальных объектов исчерпал себя в моей голове. И мы приступаем ко второй части занятия по ТРИЗ.

Вторая развивающая ТРИЗ-игра по истории “Ямки”

zametki triz-mamy_otkrytiya_3

Тема рассказа — что можно делать, играя, но с пользой? Максим ответил так на вопрос Черепахи:

  1. Ехать на эскалаторе! Можно ехать за покупками и кататься одновременно. Сын очень любит торговый центр с эскалатором.
  2. Готовить с мамой. Мы любим принимать активное участие в кулинарных флешмобах, вместе готовить элементарные блюда.
  3. Помогать сажать деревья тем людям, кто сам не может (к примеру, тем, у кого нет рук).

Конечно, я одобряю все варианты! Потом мы обнимаемся и на этой позитивной ноте закрываем книгу. Так заканчиваются наши познавательные занятия по ТРИЗ. Как видите, это совсем не сложно. Десять-пятнадцать минут в день для подобных занятий, и вы сами не заметите, как ребенок привыкнет решать непростые творческие задачи вместе с мамой. А потом и сам начнет вас просить: «Давай почитаем про Львенка!»

Виктория Ильина, педагог, мама начинающего экономиста Анны и непоседы Максима

Вам также может быть интересно::

Комментарии ( 2 )

  • День добрый всем! Спасибо Виктории Ильиной за интересную идею и очень подробную схему прочтения книги. Пока я совсем не знакома с этой методикой, но статья раскрыла мне ее возможности. Значит для меня — это первый шаг! С удовольствием буду следить и за другими публикациями. Хочется научить детишек мыслить без границ!

  • Я в восхищении как от творческих креативных идей ребёнка и мамы! Молодцы!

Опубликуйте ваше мнение

В начало