Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

нитки мини

Нитки: несколько идей для развивающего занятия

Не раз в своих статьях делилась мыслью, что если хочешь развивать у своего ребенка творческое и логическое мышление с наблюдательностью, надо тренировать себя. Сколько себя помню, мне всегда было интересно все, что происходит в мире, и это здоровое любопытство не покинуло меня и с возрастом. Но с рождением ребенка на многие вещи я начала смотреть не только глазами писателя-журналиста. Гораздо важнее для меня стало выискивать идеи для занятий и вместе познавать разные грани мира.

Что делают из ниток?

image 2

Именно с этих позиций меня зацепила сказка – загадка, увиденная в библиотеке в потрепанном журнале еще советских времен по этой теме.

Жила была в одной деревне бабушка – неряха. Все время у нее что-то пропадало, терялось, и дома было не прибрано. Как-то порвалось у нее платье, и стала она нитки искать, чтобы зашить дырку, а они в таком беспорядке не находятся. Рассерчала старуха да как закричит: «Ах вы, нитки негодные, куда подевались? Хоть бы совсем вас не было, чем так искать да в каждый сундук заглядывать.»
А нитки взяли, обиделись и пропали – совсем! Вдруг поняла старуха, что стоит посреди избы совершенно голая, без платья и платка, и в доме ее тоже пусто: ни постели, ни занавесок, ни скатерти. Кое-как прикрыла несчастная неряха свое тело кожаным тулупом и давай у ниток прощение просить. А те ей отвечают: «Пока не назовешь все предметы, которые из ниток делаются, мы не вернемся.»
И стала с тех пор старуха каждый день их перечислять, что делает и по сей день.

им. 7

Мне очень понравилась эта сказка. Сразу подумалось, что это хороший зачин для изучения темы ниток. Действительно, можно порассуждать с ребенком на эту тему и придумать как можно больше предметов, сделанных из этого материала, но что дальше?

Идея до определенного времени оставалась у меня в голове, пока мне не попались еще две детских книжечки: одна – из серии «Чудесные превращения предметов», вторая – журнальчик из коллекции «Животные дикой природы» с рассказом о… нитках.

IMG 5

«Маленькие и ценные»

Джонатан и Алиса старательно готовили свои рюкзачки, собираясь на экскурсию. А мама следила, чтобы они ничего не забыли.
– Вы взяли фляжку, перекус, бинокль, сменные носки, спрей от комаров…Молодцы! Но одной вещи не хватает!
– Платков! – воскликнула Алиса.
– Я их положила – вот! – успокоила ее мама. – Нет, я говорю о другом. Не хватает маленькой и очень ценной вещи.
– Шляпы! – подсказал Джонатан.
– Она у тебя на голове, и у Алисы тоже, рассеянные вы мои, – засмеялась мама. – Нет, вы забыли… нитку.
– Нитку?
Ребята удивились, но мама начала объяснять:
– Моток крепкой нитки занимает совсем мало места, а может быть полезен. Подумайте, для чего…
И тут Алиса догадалась:
– С помощью нитки можно рыбачить, если вдруг у нас закончится еда!
Точно, – кивнула мама. – А еще?
– Если порвется шнурок моего ботинка, нитку можно использовать, чтобы завязать его! – добавил Джонатан. – Папа всегда говорит, что обувь – самая важная вещь в саване: если ты повредишь ногу или уколешься, то могут быть крупные неприятности!

Мама была очень довольна, что дети все поняли:
– Умницы! Но не только это: если вам нужно оставить еду без охраны, то с помощью нитки вы можете подвесить ее на высокую ветку, где животные не достанут. Ну что, разве я не права? Нитка – вещь маленькая, но очень ценная.

И вот тогда у меня родилось полноценное занятие, в котором можно было найти все: возможность потренировать наблюдательность и воображение, немного исследовательской деятельности, ТРИЗ-задачи и театральное обыгрывание сказок.

image 1

1. Сказка–зачин про старуху

Конечно, ее можно просто рассказать, но мне с некоторых пор нравится разыгрывать подобные поучительные истории с помощью кукол или игрушек. И желательно взять такую из них, у которой можно будет снять одежду. Старуху, соответственно, придется заменить на того героя, который у вас есть.
Наблюдательность. После небольшого представления попросите ребенка помочь кукле найти предметы, сделанные из ниток. Поверьте, их очень много! И это не только одежда.

Воображение. А теперь вместе подумайте, из чего можно сделать ту же одежду, не применяя ниток? Пофантазируйте. Самое простое, что мне пришло в голову, – пилотка из газеты и плащ из полиэтиленового пакета, в которые мы и нарядили куклу Ванечку, чтобы он не замерз без одежды.

Тут, кстати, вполне можно воспользоваться некоторыми экспериментами дизайнеров одежды. Они иногда создают наряды из необычных материалов.

2. Откуда берутся нитки, и какими они бывают

Познавательный блок.Здесь нам пригодилась книга об удивительных превращениях вещей. После чего мы решили сделать небольшую выставку с образцами ниток. Намеренно брала разные по фактуре и толщине варианты. Вот такое учебное панно у нас вышло.

IMG 4

3. Далее следовала сказка про моток ниток для путешествий по саванне. Здесь, кстати, «прячется» тоже огромное поле для деятельности.

ТРИЗ -задачка – обнаружить как можно больше способов применения мотка ниток. Помимо перечисленного в сказке, лично мы нашли еще несколько. В ходе мысленного поиска я даже вспомнила годы учебы. В нашем старом студенческом общежитии не было холодильников, и мясные продукты мы сохраняли весьма нетрадиционным способом. К ручке пакета мы привязывали длинную крепкую нитку и отправляли «посылку» полежать между оконными рамами, а другой конец закрепляли на рукоятке с внутренней стороны. В осенне-зимний период это был отличный способ хранения.

Ролевая игра. Попробуйте разыграть последнюю историю. Представьте, что вы с ребенком или детьми отправляетесь в поход в саванну или в обычный лес и собираете рюкзаки. Для чего вам может пригодиться моток ниток? А если это будет еще и очень крепкий вариант – такой, как веревка (которая, как известно, представляет собой переплетение множества ниток). Каким образом можно будет ее использовать? На ум приходят такие варианты, как: канат для перетягивания, лассо, лебедка.

IMG_6

Найдите свои варианты. Но не в диалоге, как было предложено в случае с первой сказкой в начале занятия, а путем моделирования ситуаций. Например, в рюкзаке / сумке ребенка лежит моток веревки, а вы падаете в яму (или надо поднять груз на дерево, где вы решили укрыться). Создавайте «проблему», и пусть малыш пытается ее решить.

Татьяна Страхова

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало