Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

kak hvalit'

Не говорим «Молодец» или Как хвалить ребенка

Когда моему сыну Петьке было около 2 месяцев, мне в руки попалась книга
Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Конечно же эта книга была нам еще очень «велика», но кое-какие мысли я оттуда подчерпнула уже тогда. В частности, я узнала как правильно хвалить ребенка. Позже я прочитала про этот подход во многих книгах по детской психологии, но тогда это стало для меня откровением!
Оказывается горячо любимое родителями слово «Молодец» — это совершенно не та похвала, которая нужна нашему подрастающему малышу.
Давайте же разберемся, как правильно хвалить детей и почему «Молодец» — это плохо.

Зависимость от похвалы.

ID-100111553Когда мы хвалим ребенка, используя классические «умница» и «молодец», то у него формируется зависимость от похвалы. Ребенок все чаще делает что-то не потому, что ему интересно, а потому что хочет, чтобы его похвалили. Снижается данная малышу от природы познавательная потребность, растет вредная зависимость.
Нужно помнить, что ребенок не всегда будет рядом с мамой и папой, которые похвалят его.
В коллективах, в которых он окажется рано или поздно, будут люди и равнодушные и настроенные недоброжелательно. Ожидая похвалы и не получая ее, человек испытывает дискомфорт, страдает его самооценка.
Слово «молодец» оценивает личность ребенка, а не его поступки. И когда ожидаемой похвалы не будет, это может навести ребенка (а потом и взрослого) на мысль, что не оценили не только поступок, но и его самого. Формируется образ — «Делаю что-то хорошо — я хороший», «Не делаю хорошо — плохой»

Что же теперь, вообще не хвалить?

Хвалить! Только хвалить поведение ребенка, его поступки, действия.
Вот, какие слова и фразы мы используем для одобрения:
ЗдОрово!
Отлично!
Замечательно!
Хорошо!
Красиво!
У тебя отлично получается прыгать!
Ты красиво нарисовал, очень интересные цвета.
Мне нравится, что поделился с малышом своими игрушками.
Спасибо, что ты хорошо себя вел и дал мне сделать покупки.
Я так рада, что ты прибрал игрушки.

Как видите, я использую для одобрения высказывание и своих положительных чувств и эмоций. Дети изначально хотят быть хорошими и радовать своих родителей. И подобными приемами мы можем формировать у них желательное поведение. Например, если малыш часто капризничает, можно отмечать похвалой каждый период его хорошего настроения, каждую улыбку. Постепенно ребенок перестроится на желательное поведение и потребность в похвале отпадет.

Не хвалите слишком часто.
Из наблюдений на детской площадке:

3-летний Алеша подбегает ко мне, поднимает ногу и говорит «Смотри, как я умею».Я на такие демонстрации реагирую улыбкой и многозначительным «Мммм». Поднимает другую ногу, я опять «угукаю» и завожу разговор с его мамой, предполагая, что мальчика за такие демонстрации видимо очень хвалят бабушки, используя восхищенный тон и пресловутое «Ах, какой молодец!» Мама подтверждает и в свою очередь недоумевает «А как не хвалить-то?»

Когда ребенка хвалят слишком часто и без особой на то причины, он привыкает к похвале и перестает воспринимать ее, как что-то особенное.
Не нужно хвалить ребенка за те действия, которые он делает с удовольствием, потому что сам этого хочет.
Отмечайте те поступки и дела, которые действительно достойны похвалы, чтобы закреплять желательное поведение и действия и формировать у ребенка высокую самооценку.

ID-10063267Мне стоило больших трудов перестроить нашего папу на новый способ взаимодействия с ребенком. Слово «молодец» очень прилипчивое, оно с детства сидит в наших головах и стремится вырваться наружу по любому поводу. Когда муж открывал рот и уже произносил «Мооо…», он тут же вспоминал правило и продолжал «Не говорим «молодец»:) Точно также делала моя мама, когда гостила у нас. А вот сама я легко приняла новый способ похвалы. И рада, что узнала о вреде слова «Молодец», когда сын был еще совсем маленьким. Но и в более позднем возрасте мама может поменять тактику похвалы на более конструктивную, стоит лишь немного постараться.
А как вы хвалите своих детей? Узнали ли вы что-то новое из статьи? Поделитесь в комментариях!

Вам также может быть интересно::

Комментарии ( 9 )

  • Если у сына что-то получатся, то что раньше он не делал или не умел, я радостным голосом кричу «Чемпион, молодец!», поднимаю ему ручки, как победителю. Ему это нравится, он уже сам начал даже руки поднимать. Теперь придется делать как-то по другому.

    • Ольга, да, попробуйте просто заменить сначала одно слово (Молодец), например на «Ура!». А потом через какое-то время и второе, например на «ЗдОрово!» А ритуал с поднятыми ручками — отличный:)

  • А у нас малыш хлопает, когда что-нибудь сделает выдающееся)) Тётя научила) И мы хлопаем) И ручки вверх поднимаем с криком «Урааааа!» Но самое частое всё же, к сожалению, молодец… Сама знаю, что это не самая лучшая похвала, но никак не могу отучиться. Всё время машинально вскрикивается Молодец, когда ребёнок что-нибудь хорошее сделает, а потом вспоминаю и просто остаётся добавлять, почему он молодец (не будешь же говорить ребёнку, что передумала, и он уже не молодец, а просто правильно сделал)) Но я стараюсь)

  • а я читала, что девочек и мальчиков нужно хвалить по разному. здесь описано, как хвалить мальчиков, и я с этим согласна. А вот девочек хвалить за действие нельзя, иначе во взрослой жизни она будет думать, что любить ее можно только, если она что-то сделает для других. А это уже комплекс «хорошей девочки», от которого очень трудно избавиться.

    • Укажите пожалуйста ссылку на источник. Очень интересно почитать подробнее о вреде такой похвалы для девочек. Спасибо!

  • Спасибо за статью! Я читала ту же книгу что и вы (Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?») У меня отложилось в памяти, что безликая похвала «Молодец» не говорит ребенку ни о чем. Но совершенно не отпечаталось в памяти вред этого и такая подробная интерпретация. Видимо я этого не увидила между строк. Спасибо за более подробные пояснения.

    • Надя, да, у Гиппенрейтер об этом есть. Что касается девочек, то речь здесь идет о ведическом подходе, и в последнее время мне он кажется довольно верным. Но тут нужно аккуратно, искать тонкую грань между привитием девочке ощущения самоценности и перехваливанием, балованием. У меня пока сын, поэтому более подробно тут ответить не могу.

  • До Гиппенрейтер я пока не доросла. И если честно не вижу большой разницы между «молодец» и «здорово» . Они оба безликие. Может я и не права, но для меня важнее искренность, с которой говорится похвала. Это первично, а слова, хоть и несут в себе определенный код, всё же на втором плане. Важно, чтобы до ребенка дошло какое именно поведение мы нахваливаем. А для этого требует зачастую комментарий. И редко «здорово, хорошо, отлично» разъяснит что конкретно Вы имели в виду.

    • Евгения, спасибо за ваше мнение. «Здорово» — это безликая похвала (то есть она не оценивает личность). И речь о том, что короткое «здорово» дает оценку действиям ребенка, а не ему самому. А дальше по ситуации мы, конечно, объясняем, за что хвалим. Статью я писала, когда сын был маленьким, в новой статье о похвале за творчество уже более подробно рассматриваются механизмы похвалы: http://vytvoryandia.ru/ballada-o-krokodile-i-rakete-ili-kak-xvalit-rebenka-za-tvorchestvo/

Опубликуйте ваше мнение

В начало