Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

matematika_igry

Как научить ребенка счету. Задействуем разные органы чувств в математических играх

Это завершающая статья из цикла публикаций об обучении ребенка счету, основанного на исторических фактах. Начинали мы его с материала о способах счетах в первобытный период и инсценировали разные ситуации. Обращали внимание на счет с помощью зарубок и узелков и обыгрывали несколько вариантов создания кипу. Учились читать записи Шумерской клинописи и иероглифы Древнего Египта, а также делать самостоятельные отметки в этих техниках. Наконец, узнали о римских и арабских цифрах.

Сегодня мы познакомимся еще с несколькими интересными и увлекательными играми с арабскими цифрами, которыми мы пользуемся и поныне. Чтобы запоминание было легким и прочным, задействуйте все органы чувств малыша и, конечно же, воображение.

Вкус, запах и звук цифр

Задайте юному математику необычный вопрос: а если бы цифры… звучали, то какой звук издавала бы каждая из них? Используйте не только музыкальные инструменты (игрушечные или настоящие), но и любые подручные средства, из которых можно извлечь звук (кастрюли и крышки, щелчок дверной ручки, дверной звонок, шум открытой воды и т.д.). Пусть у каждой цифры будет свой неповторимый звук.

А если бы каждая имела свой вкус, то какой именно вкус был бы у пятерки, а у единицы?

Какова же девятка по запаху, а ноль?

И вот уже цифры ㅡ не безликие значки, у них уже есть персональные качества, отличающие их друг от друга.

Какая цифра нравится больше всего?

Существует эмоциональная память. То, что в нас вызывает сильные эмоции и запоминается лучше всего. Попросите ребенка разложить все десять цифр на две кучки: в одну те, которые нравятся, в другую – которые не нравятся. Как он будет сортировать их ㅡ по внешнему виду или другому критерию, которым, возможно, бессознательно будет руководствоваться ㅡ неважно. Или попросите его выложить цифры друг за другом, начиная с той, которая нравится больше всего, далее та, которая вызывает симпатию чуть меньше и так далее, до самой относительно «неприятной» цифры.

А что, если наделить и каждую цифру настроением и характером? Например, девятка очень горделивая и важная, потому что у нее грудь колесом. Двойка грустная и понурая, аж вся сгорбилась.  Можно попросить ребенка нарисовать каждой цифре соответствующую настроению мордочку.

Цифры вокруг нас

Подключаем образную память и, конечно, снова воображение! Найдите в квартире и на улице во время прогулки как можно больше предметов, на которые похожи цифры. Так, как мы это делали, изучая римские цифры. Например, 1 ㅡ это карандаш, гвоздь, струйка дождя, стекающая по окну. 3 ㅡ волны, дым, месяц, отражающийся в воде.

igry_tsifry

Загляните в холодильник и изучите повнимательнее его недра. Кто найдет больше спрятанных цифр? Сначала тех, что написаны на упаковках продуктов. А затем тех, которые можно распознать в самих продуктах. Например, в куриной ноге узнается цифра 6. Два яблока, лежащие рядом, ㅡ цифра 8. Яйцо рядом с огурцом ㅡ цифра 9.

Секретные поиски в магазине

Кстати, чтобы ребенок не скучал и не капризничал в магазине от безделья, вы можете заранее приготовить для него секретный листочек. На нем написаны цифры, которые необходимо обнаружить маленькому сыщику, и их количество, помеченное знакомыми нам «зарубками». Предложите малышу искать нужную цифру (на ценнике, этикетке, во внешнем виде товара) и вычеркивать палочку. Правда, необходимо договориться с юным сыщиком, что розыскную деятельность он будет производить в пределах видимости мамы. Чтобы потом не пришлось отыскивать самого великого следопыта, одну штуку.

52

Мозайка из цифр

А еще можно попробовать с крохой все цифры разместить на одном человеке. 0 ㅡ это голова, 1 ㅡ трость, которую он держит в руке, 2 ㅡ нос, 3 ㅡ ухо или усы, 4 ㅡ согнутая в локте рука, 6 и 9 ㅡ кудри на его голове. А может, 9 ㅡ это воздушный шар, который человек несет своему ребенку в подарок? 8 ㅡ очки или…? Наверняка вы вместе тоже сможете подобрать немало ассоциаций.

Цифры в темноте

Где еще можно обнаружить цифры? Когда я была маленькая, я любила, возвращаясь поздним вечером с родителями домой, отыскивать цифры в горящих окнах домов. Здесь, например, притаились 4 и 6.

53

А, любуясь ночным небом, можно увидеть цифры в разных сочетаниях звезд, этакие математические созвездия.

На этом мы заканчиваем историческое путешествие, в котором вместе с нашими предками прошли все этапы становления нумерации. Надеемся, оно было удивительным, увлекательным и полезным для вас и вашего ребенка.

 Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Другие статьи цикла по истории математики:

Как научить ребенка счету. История древней математики

Как научить ребенка счету. Учим счет, играя

Как научить ребенка счету. Названия чисел в математике

Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого

Как научить ребенка счету. Иероглифы помогают в освоении разрядов чисел и действий с ними

Как научить ребенка счету. Римские цифры: как они появились и во что поиграть с ребенком?

Как научить ребенка счету. Современные цифры

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало