Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

schet_igra

Как научить ребенка счету. Учим счет, играя

Продолжаем серию статей об обучении детей счету. Учим счет, играя – вот главное правило, выполняя которое вы сможете увлечь своего ребенка. А мы, в свою очередь, предлагаем вам идеи и способы поддержать познавательный интерес вашего ребенка.

В прошлой статье мы окунулись в мир древней математики и узнали, как первобытные люди, еще не зная цифр и названия чисел, производили простейшие математические операции с помощью пальцев и различных меток.

Надеемся, вы славно провели время, занимаясь выпасом вашего воздушного стада. Спросите ребенка, чем хорош и чем плох способ подсчета, который вы применяли в этой игре и которым так долго пользовался древний человек (хорош тем, что нет зависимости от других людей; плох, так как людям приходилось с собой таскать мешки с глиняными лепешками, камнями).

Заруби себе  на носу

Пусть малыш предложит способ, как преодолеть это неудобство и как облегчить жизнь первобытным людям. Как всегда, выслушайте все варианты и вручите ему кость, вылепленную из пластилина, и ножик-стек. Пусть попробует догадаться, как их использовали наши предки. Покажите, как они делали насечки на кости ножом: сколько предметов – столько насечек.

matematika_1

Таким же образом люди делали насечки  на камнях и на куске дерева. Вам никогда не казалась бессмысленной и нелепой поговорка «Заруби себе на носу»? А вот теперь пришло время наполнить ее смыслом. Конечно, на носу никто топором зарубок не делал, растет до конца дней своего носителя. Раньше носом называлась дощечка, которую люди постоянно носили с собой, чтоб делать на ней зарубки на память. Вот так-то!

Кипу – индейские узелки

Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на шнурках разной длины и цвета.

matematika_2

Эти узелки назывались «кипу». Черный цвет шнурка, к примеру, символизировал время, количество ночей, которые прошли от того или иного события. Желтый цвет означал золото или кукурузу, белый – серебро, зеленый – хлеб, бурый – картофель. Цветовое значение не всегда было однозначным, поэтому его содержание уточнялось с помощью «ключа» на главном шнуре. Если желтый символизировал количество кукурузы, то в кипу вплетался маленький кукурузный початок. Кстати, выражение «завязать узелок на память» берет корни именно отсюда.

Ну а теперь, учим счет, играя: привяжите к палке или горизонтально натянутой веревке несколько разноцветных шнурков. Пусть на черном шнурке малыш завяжет столько узелков, сколько дней осталось до четверга, или через сколько дней он поедет в гости к бабушке, или когда ему купят долгожданную игрушку и т. д. На зеленом шнурке пусть обозначает количество съеденных за день кусочков хлеба, на коричневом – тарелок картошки за неделю…

Создайте еще одно кипу из шнурков и тесемок различного цвета, толщины, из разного материала. Предложите ребенку отгадать загадки о сказочных героях («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Двенадцать месяцев»…), а числительное «записать» узелками, предварительно выбрав подходящий шнурок. Пусть малыш сам определит его по своему усмотрению и обоснует выбор. Например, количество медведей из сказки «Три медведя» можно записать и на коричневом шнурке (цвет шерсти медведя), и на самом массивном и толстом (медведь крупный), и на самом мохнатом.

matematika_3

Загадки о сказочных героях

Отгадай, каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный. (Три поросенка)

Деревенька среди леса –

Трое братцев строились.

Наблюдал волк с интересом,

Как они поссорились.

Но еле ноги волк унёс,

Опалив свой серый хвост.

Распевали песню звонко,

Веселясь …(три поросенка).

Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела.

Кашу съела. Спасть легла.

А хозяевами снеди

Оказались … (три медведя).

Уходя, сказала мама

Своим деточкам упрямым:

«Вы к дверям не подходите,

Не балуйтесь, не шумите.

Никому не открывать.

Я приду – вас стану звать».

Это сказ для всех ребят! (Волк и семеро козлят)

Подснежников зимой достать

Велела неродная  мать.

Все обижали  сироту.

Так вспомнили вы сказку ту? (12 месяцев)

Спросите, какие еще сказки кроха знает, где однотипных героев несколько. Зафиксируйте на кипу.

А вот другая игра с индейскими узелками для обучения счету. Предложите малышу нарисовать необычное фантастическое животное по маминым подсказкам. Договоритесь, что первый шнурок будет означать количество глаз у диковинного зверя, второй – ушей, третий – лап, четвертый – хвостов, пятый – крыльев, шестой — плавников и так далее. Пусть ребенок изобразит свое «чудо чудное», опираясь на количество узелков, завязанных мамой. Потом поменяйтесь ролями. Целенаправленно допускайте ошибки, малыши это любят.  Да и навыки контроля и внимание развиваются.

matematika_4

Еще вариант. Мама рисует свою вымышленную несуществующую зверюшку и завязывает узелки на разных шнурках, но ребенку не говорит, какой шнурок какую часть тела означает. Пусть малыш соотнесет количество частей тела и количество узелков на каждом шнурке и сам догадается.

Инки использовали в своих записях разные виды узлов. Простой узел означал десятки, двойной — сотни, тройной — тысячи. Два простых узелка – это число 20, четыре двойных – число 400… Если ребенок уже знаком с двузначными и трехзначными числами, то можете позагадывать ему числа, «записывая» их на шнурках, а он пусть отгадывает их. Теперь называйте сами числа, а кроха пусть вяжет узлы. Кстати, это замечательно тренирует моторику пальчиков.

Какие еще развивающие задания можно выполнить, используя индейские узелки? Завяжите на веревочках узлы, соблюдая определенную закономерность (например, на первом шнуре простой узел, на втором и третьем – двойной, на четвертом – снова простой). Попросите малыша разгадать правило и продолжить.

Сделайте два кипу с одинаковым количеством шнурков. Создайте на одном из них несколько разных узелков на разных шнурках. Попросите ребенка запомнить и воспроизвести на другом кипу, сохраняя количество и расположение узелков.

Снова наделайте узелков. А малыш, закрыв глаза, пусть на ощупь определит их количество и качество (простой, двойной).

Наверняка, ваш маленький исследователь напридумывает и еще множество забавных и полезных игр с кипу. Главное – учим счет, играя. Этот принцип поможет быстро освоить счет и создаст отличный повод провести время с малышом интересно и познавательно. До встречи!

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Другие статьи цикла по истории математики:

Как научить ребенка счету. История древней математики

Как научить ребенка счету. Названия чисел в математике

Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого

Как научить ребенка счету. Иероглифы помогают в освоении разрядов чисел и действий с ними

Как научить ребенка счету. Римские цифры: как они появились и во что поиграть с ребенком?

Как научить ребенка счету. Современные цифры

Как научить ребенка счету. Задействуем разные органы чувств в математических играх

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало