Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

rimskie-tzifry

Как научить ребенка счету. Римские цифры: как они появились и во что поиграть с ребенком?

История появления математического мышления у людей очень интересна и легко применима к обучению счету ребенка. В серии статей мы рассмотрели разные аспекты этого увлекательного дела: счет на пальцах и на узелках, с помощью зарубок и клинописи, появление названия чисел, осознание их разных разрядов.

Сегодня мы познакомим наших детей с цифрами, которые были изобретены в древности, но пользуемся мы ими и по сей день. Это римские цифры.

I, II, III, V… IV и VI — в чем разница?

Покажите, как римляне обозначали 1, 2, 3. Потом сразу изобразите 5. Только после этого продемонстрируйте запись числа 4 и 6. Спросите, в чем разница. Пусть ребенок сам сделает вывод, что означает палочка рядом с пятеркой (слева — нужно вычесть единицу, а справа — прибавить единицу). А почему бы римлянам просто не записать 4, 5, 6 палочек? Ну, конечно же, потому что при предыдущем способе запись значительно короче, а значит удобней. Предложите малышу продолжить ряд чисел, наверняка, он справится. Остановите его, после того, как выложит восемь, и сразу покажите запись числа 10. Догадается ли, как получить соседние числа – 9 и 11? Наверняка! Ведь у него уже есть опыт аналогичного получения цифр 4 и 6.  Попросите продолжить ряд чисел дальше самостоятельно.

Как появились римские цифры?

По одной версии они произошли от жестов. Единица I — это отображение пальца. Пятерка V — отображение ладони с сомкнутыми вместе четырьмя пальцами и оттопыренным большим пальцем. Пятьдесят L – рука, поднятая на уровень плеча, согнутая в локте.

Еще одна из гипотез гласит, что римские цифры произошли от системы счета, которая использует вместо цифры штрихи-зарубки. Таким образом, цифра I — это насечка. Каждую пятую насечку обозначали скосом – V, а десятую перечеркивали – Х.

Придумайте с ребенком свой вариант возникновения римских цифр и создайте «прародителя» этой системы нумерации.

Римские цифры в нашем окружении

Как помочь ребенку запомнить эти знаки и легко ими оперировать? Конечно же, в игре. Идей для веселого и полезного досуга с римской системой нумерации достаточное количество. Приведем несколько вариантов.

Для начала превращайтесь в сыщиков и отправляйтесь в поисках римских цифр в вашем доме! Обратите внимание на часы, корешки томов на книжной полке, полистайте энциклопедии,  вас с малышом порадует изобилие вожделенных значков.

Включайте воображение и попытайтесь увидеть в обычных предметах обихода спрятавшиеся римские цифры.

24

Например, раскрытые ножницы  – это число Х. Щипцы – V. Ложка – I. Выключатель на стене – II или III .

Выходите на улицу. Кто сможет увидеть больше замаскированных римских цифр? Их множество в ветвях деревьев, в ажурных заборах, в раскрытых клювах и крыльях птиц и еще много-много где, только присмотрись!

Теперь поиграйте с цифрами. Что будет, если из банта вычесть пасть крокодила и прибавить скалку? А будет  пирамидка, перевернутая вверх тормашками, и хобот слона! Загадывайте друг другу примеры подобным веселым способом.

Стрелки на часах тоже дадут вам множество идей. Спросите ребенка, как он думает, сколько римских цифр можно построить, используя стрелки часов? Позвольте ему подвигать стрелки и экспериментальным путем получить два возможных варианта – цифры I и V.

26

27

Если у вас есть весьма редкие часы с четырьмя стрелками, тогда ребенок сможет сотворить еще и третью цифру – Х!

А сколько всего можно создать цифр V? А сколько цифр I? Бесконечно много! Пусть малыш убедится в этом, перемещая стрелки по циферблату.

Другой вариант игр — с подручными материалами. Дайте ребенку одну зубочистку (спичку, веточку, макаронину) и спросите, сколько римских цифр в пределах десяти он сможет построить (ломать нельзя). Только одну — I. А сколько получится разных цифр, если использовать две зубочистки? Уже три: II, V и Х. А если три? Четыре цифры: III, IV, VI, IХ. Из четырех или пяти  палочек, можно создать только одну цифру — VII или VIII соответственно. Впрочем, вы можете раздвинуть заданные пределы числового ряда и искать все варианты в пределах не только десяти, но и двадцати, и пятидесяти, в зависимости от возможностей ребенка.

Как еще можно помочь ребенку запомнить римскую нумерацию? Пусть построит эти цифры и из пальчиков, и покажет всем телом, и стопами.

28

29

30

31

Чтобы показать все варианты цифр с помощью тела, понадобится помощь родственников.  

Сделайте с малышом лото. Вместо бочонков используйте те же камешки или листочки деревьев. На карточках напишите таблицу с нашими современными цифрами. А на камешках или листочках – римские. Не глядя, вытягивайте из мешочка «бочонки», и если в таблице у малыша или в вашей таблице присутствует то же число, ставьте на него «бочонок». Побеждает тот, у кого быстрее закроются все окошки таблицы.

Пишите цифры как древние римляне и решайте головоломки

Расскажите ребенку, что римляне во время учебы наряду с папирусом использовали более дешевый материал для письма – воск. Они изобрели книжечки из деревянных дощечек: несколько дощечек, выструганных в середине, заполняли воском, скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя воском не заполнялись. Такие книжечки служили очень долго: запись можно было стереть и создать новую. Стальная или костяная палочка для письма (стиль) была с одной стороны острой (для письма), с другой – круглой (для затирания воска).

32

Натрите лист цветного картона свечей либо лист белого картона цветным восковым мелком, возьмите палочку и, как истинный римлянин, начинайте выводить цифры и решать примеры.

33

А еще можно разгадывать головоломки, выкладывая цифры зубочистками или спичками. Например, такую. Необходимо переместить одну палочку так, чтобы равенство было верным.

34-0

Ответ.

34-1

Вот еще пара подобных задач.

Удалите две спички, чтобы равенство стало верным.

35

Ответ

37

Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Возможно два варианта ответа.

36

Ответ

38

А может, юный математик и сам попробует придумать аналогичные задачки?

Вот так играя, вы можете провести время с пользой для вашего малыша.

В следующей заключительной статье мы узнаем о происхождении современных цифр, которыми пользуемся повсеместно, и о том, как помочь ребенку легко освоить и запомнить их. До встречи!

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Другие статьи цикла по истории математики:

Как научить ребенка счету. История древней математики

Как научить ребенка счету. Учим счет, играя

Как научить ребенка счету. Названия чисел в математике

Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого

Как научить ребенка счету. Иероглифы помогают в освоении разрядов чисел и действий с ними

Как научить ребенка счету. Современные цифры

Как научить ребенка счету. Задействуем разные органы чувств в математических играх

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало