Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

matematika_nazvaniye chisel

Как научить ребенка счету. Названия чисел в математике

А вы знаете, как числа получили названия? В этой статье вы найдете всю информацию, чтобы продолжить знакомить вашего ребенка со счетом разными способами. Ранее мы с вами уже успели поиграть в первобытных людей и посчитать с помощью пальцев и разных подручных материалов, в индейцев и изучили увлекательную систему счета перуанских инков с помощью узелкового письма кипу. Что ж, пора двигаться дальше!

Земля, небо, близнецы

Возможно, у вашего крохи возникнет вопрос, а были ли в стародавние времена названия у чисел? Были, да еще какие! Но, конечно же, они появились не сразу.

В древней Индии, к примеру, знак нуля произносился как «пустое», или «небо», или «дыра». Единица как «луна» или «земля». Двойка как «близнецы», или «глаза», или «ноздри», или «губы». Четыре как «океаны» или «стороны света». Например, число 2441 произносилось так: «глаза океан стороны света луна», а 102 – «земля небо близнецы».

Пофантазируйте с малышом, как древние индийцы могли бы еще назвать каждое из этих чисел (чего еще в мире по одному, по два, по три…). Пусть он представит себя жителем Древней Индии и прочитает записанное вами число по-древнеиндийски. Потом запишет устно продиктованное число. Теперь пусть загадает сам и произнесет, а вы угадывайте. При этом можно пользоваться и своими выдуманными по аналогии названиями чисел в математике.

Как считают папуасы

В Новой Гвинее числа получили названия «бе», «ибон-бе», «ибон-али»: папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает опреде­ленный звук, например «бе-бе-бе…».

Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе-бе-бе…», пока не доходит до «ибон-али» (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе-бе-бе…», пока не доходит до «самба-бе» (одна нога) и «самба-али» (две ноги).

Попробуйте и вы с ребенком посчитать таким же образом. Хорошее настроение вам обеспечено!

Как считать, если есть всего 2 или 3 числительных?

На островах пролива Торресов до сих пор существует племя туземцев, где всего два числительных – «урапун» (1) и «окоза» (2). Да и чисел всего лишь семь, и они состоят из комбинаций этих самых двух числительных: «окоза-урапун» (3), «окоза-окоза» (4), «окоза-окоза-урапун» (5), «окоза-окоза-окоза» (6). Все остальные числа папуасы обозначают словом «много».

Пусть ребенок попробует найти все комбинации каждого числа, одновременно тренируя логическое мышление и совершенствуя знание состава числа. Например, состав числа шесть – это не только «окоза-окоза-окоза», но и «урапун-урапун-урапун-урапун-урапун-урапун», «окоза-урапун-урапун-урапун-урапун», «окоза-окоза-урапун-урапун». Получается, что эти туземцы вместо специального названия использую состав числа шесть. Кстати, спросите, почему именно на варианте «окоза-окоза-окоза» остановились жители племени? Да, он самый короткий в произношении. Так что этот народ тоже совсем не глупый!

Продолжите вместе с малышом называть ряд чисел, следующих за шестью, таким же образом с помощью двух числительных. Туземцы не умели, а мы сумеем!

У племени реки Муррей в Австралии было два простых числительных: «энэа» (1) и «петчевал» (2). Другие числа они тоже выражали составными числительными: «петчевал-энэа» (3), «петчевал-петчевал» (4) и так далее.

В другом австралийском племени – камилароев – числа получили названия «мал» (1), «булан» (2), «гулиба» (3).

И было уже три числительных! Другие числа тоже получались сложением меньших:  «булан – булан» (4), «булан – гулиба» (5), « гулиба – гулиба» (6) и так далее.

На берегах реки Амазонки было обнаружено племя, которое знало только три числа – 1, 2 и 3, причем число 3 называлось «поэттаррароринкоароак». Вот как трудно было людям научиться считать! С какой попытки вы сможете выговорить эту скороговорку?

Потренируйтесь вместе с ребенком считать до самого большого числа, представляя себя жителем то одного, то другого племени. Называйте числа поочередно: вы – число, ребенок – следующее, вы – следующее за его числом и так далее.

180х230

А теперь вообразите себя ученными и «обнаружьте» племя на далеком-далеком острове, доселе неизвестном миру. Пусть ваш юный математик «изучит», какие названия получили числа, или создаст свои собственные числительные на загадочном языке.

Вот такими нехитрыми способами можно знакомить малыша с основами счета и узнавать, какие названия чисел в математике могут быть. А самое главное – вы вместе потренируетесь по-разному называть привычные нам «один», «два», «три» и здорово проведете время. Успешных и веселых открытий вам и вашему малышу! До встречи!

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Другие статьи цикла по истории математики:

Как научить ребенка счету. История древней математики

Как научить ребенка счету. Учим счет, играя

Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого

Как научить ребенка счету. Иероглифы помогают в освоении разрядов чисел и действий с ними

Как научить ребенка счету. Римские цифры: как они появились и во что поиграть с ребенком?

Как научить ребенка счету. Современные цифры

Как научить ребенка счету. Задействуем разные органы чувств в математических играх

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало