Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

drevnyaya matematika

Как научить ребенка счету. История древней математики

В современном мире предлагается множество методик обучения счету, и один из них соответствует истории развития математических навыков всего человечества. Это наиболее естественный путь, поэтому мы открываем цикл статей, в которых покажем, как научить вашего ребенка счету, играя в людей древних культур.

«Окоза-окоза-урапун.

Булан-гулиба-гулиба.

Петчевал!»

Правда, похоже на какую-то веселую детскую считалочку? Но подобными «считалочками» очень-очень давно изъяснялись взрослые и серьезные люди. А попросту – считали.

Спросите у ребенка, как он думает, всегда ли люди умели считать? И, если умели, то до скольки? И скорее отправляйтесь вместе в путешествие в прошлое, где жили первобытные люди.

Понятия «один» и «много»

Давным-давно многие тысячи лет назад жили наши предки в пещерах. Питались найденными растениями и добываемым в процессе охоты мясом. Одевались в шкуры животных. Древнейший человек поначалу действительно не умел считать. И только позже, наблюдая за природой, где жил и где охотился, он стал выделять отдельный предмет из множества таких же. Из стаи волков – вожака стаи. Из стада оленей – одного оленя. Так появились первые два числа – «один» и «много».

Попросите ребенка обозначить числительным количество всех предметов на картинке так, как если бы он был первобытным человеком (один мамонт, много бивней у мамонта, много первобытных людей, одна пещера, одно кострище, много дубинок…).

drevnyaya matematika_1

Счет на пальцах

Значительную часть времени люди занимались охотой, чтоб прокормить себя. Делали они это большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами напротив и по три охотника с каждой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, но названий чисел тогда еще не было. Да и действовать надо очень тихо, молча, чтоб не спугнуть добычу.

Спросите у малыша, каким образом люди выходили из положения? Или предложите ему представить, что он с папой на рыбалке, где громко говорить нельзя, чтобы не спугнуть рыбу в озере. Как бы он показал количество рыбешек, которые уже пойманы и плавают сейчас в ведре? Верно, на пальцах! Так же поступали и древние люди.

Поиграйте с ребенком в «Доисторический магазинчик». Сделайте из пластилина (соленого теста, глины, пластики) миниатюрные кости, бивни мамонта, ягоду, рыбу, куски мяса. Принесите с улицы мелкие камешки, ракушки, листья, ветки (можно заменить зубочистками). Наверняка, у вас найдется кусочек меха, имитирующий шкуру мамонта. И устройте процесс купли-продажи по-первобытному. Покупатель показывает на товар, который хочет приобрести и, расположив руки на горизонтальной поверхности, выставляет столько пальцев, сколько этого товара ему требуется. Продавец выкладывает напротив каждого пальца по одному заказанному предмету. Так вы хорошо потренируете счет на пальцах рук.

drevnyaya matematika_2

Вот так происходила торговля в реальности в первобытные времена. А что, если было нужно больше десяти предметов и счета на пальцах рук не хватало? Люди пользовались пальцами ног. А если больше двадцати? Пользовались руками и ногами своих соплеменников!

Можно вообразить, что вы новоиспеченная первобытная семья, и вам нужно построить жилище и обустроить его изнутри. Составьте вместе список необходимых товаров. Например, 1 шкура мамонта и 20 крепких веток для создания шалаша, 7 камней и 14 мелких веток для очага, 2 шкуры саблезубого тигра, на которых можно спать, 4 груши, 6 яблок и 2 куска мяса, чтобы приготовить праздничное лакомство, которым вы отметите постройку нового дома. И со списком – в доисторический магазин.

А можно представить, что вы две разные семьи. Одна семья обладает одними видами товаров (и их у них в избытке), вторая – другими. Каждой семье необходимо обустроить свое собственное жилище по предыдущему списку путем обмена. Именно так и происходило в древние времена. Обсудите соотношение единиц различных товаров. Например, одну шкуру мамонта можно обменять на 2 шкуры саблезубого тигра, 1 кусок мяса на 10 яблок…

Завершите игру постройкой миниатюрных жилищ из приобретенных материалов.

drevnyaya matematika_3

Как посчитать стадо овец?

Спросите ребенка, что положительного и  что отрицательного в счете на пальцах, который использовали древние люди? А удобно ли водить с собой толпу людей, если необходимы предметы в количестве многих десятков? Как, к примеру, узнать пастуху, все ли из 70 овец вернулись с пастбища? Возможно, малыш сам предложит способ, облегчающий жизнь нашим предкам.

А вот как справлялся тот самый пастух. Он откладывал в сторону по маленькому высохшему глиняному кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И семь человек для подсчета уже не требовалось.

Вот пример игры, как научить ребенка счету свыше 10-20. В детстве мне очень нравилось после праздников (как правило, первомайской демонстрации) принести домой охапку воздушных шаров. Я воображала себя пастухом и выгоняла пастись свое стадо баранов, коими были те самые шарики, на бескрайние альпийские луга своей огромной, как мне тогда казалось, трехкомнатной квартиры. Я усердно перегоняла их с луга на луг (из одной комнаты в другую) и, после долгого трудового дня возвращая их в хлев, частенько не досчитывалась нескольких беглецов. Ибо отдельные барашковые особи были слишком медлительны и не поспели за стадом. Другие – несколько трусливы и боязливо забивались по пути между шкафами, отказываясь следовать за всеми. Третьи были излишне любопытны и, обуреваемые страстью к странствиям, направляли свои стопы вопреки велению пастуха к другим неизведанным землям в поисках, вероятно, более сочных и плодородных лугов (в ванную комнату).

Поиграйте с ребенком точно так же, помечая каждого добросовестно вернувшегося домой кудрявого четвероногого друга соответствующей меткой – той же глиняной лепешкой или просто камешком. А потом отправляйтесь на поиски пропавших, добавляя соответствующее количество камешков.

Можно разнообразить процесс различными событиями: например, трех барашков преподнесли в подарок соседям, у овечки Машки родились близняшки…

Расскажите ребенку, что в стаде могли быть несколько разных видов скота. Например, бараны и козлы. Спросите, как же в этом случае узнать, кто из них заблудился? Для каждого вида животных была своя метка. Пусть и в вашем «стаде» красные шары, допустим, исполняют роль баранов, а синие – козлов. А, может, у вас народится и третий вид скота? Коров, к примеру. Загоняйте всю живность друг за другом вперемешку, и одновременно пусть малыш выкладывает соответствующую метку. Например: для козы ракушка, для барана камешек, для коровы шишка… Это задание хорошо тренирует  распределение внимания.

drevnyaya matematika_4

Играя со своим ребенком по этой методике обучения счету, вы ненавязчиво и в интересной форме не только поможете ему освоить счет на пальцах, на глиняных кружочках (или других подручных предметах), но и познакомите малыша с жизнью первобытных людей: чем они занимались, что ели, какие у них были дома. В следующих статьях мы продолжим увлекательное путешествие в древний мир математики. Узнаем, как раньше назывались числа и как люди научились записывать числа цифрами. До встречи!

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Другие статьи цикла по истории математики:

Как научить ребенка счету. Учим счет, играя

Как научить ребенка счету. Названия чисел в математике

Как научить ребенка счету. Клинопись и другие «цифры» прошлого

Как научить ребенка счету. Иероглифы помогают в освоении разрядов чисел и действий с ними

Как научить ребенка счету. Римские цифры: как они появились и во что поиграть с ребенком?

Как научить ребенка счету. Современные цифры

Как научить ребенка счету. Задействуем разные органы чувств в математических играх

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало