Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Изучаем мир древности с помощью игр

В предыдущих статьях мы переносились в прошлое и знакомили наших ребят с изобразительным искусством людей, живших в древние времена, а также с тем, как они учились считать . Этот мир хранит еще множество тайн и неизвестных нам фактов. Процесс знакомства с ними можно обыграть, раскрывая параллельно секреты математики, развивая логическое мышление и творческие способности ребенка.

Почти вся жизнь первобытных людей была посвящена добыче пищи: охоте, рыбной ловле, собирательству съедобных растений, плодов, богатых белком, личинок насекомых, улиток и т.д.

Охота

Отправим и наших малышей на охоту вместе с древним человеком, только кого мы будем ловить? Предлагаю взяться за мамонта. Попросите малыша угадать, сколько на поляне представителей этого животного, если мы, сидя в кустах, видим восемь мохнатых ног? А вот, в пещере, насыпь из шести бивней. Насколько удачен был поход на мамонтов? Скольких удалось завалить?

Используйте схематические рисунки этих частей тела, чтоб малышу было проще справиться с задачками. Еще лучше, если вы изобразите и вырежете изображения, чтобы ребенок мог перекладывать, группировать их.

Охотясь, люди нередко делали для животных ловушки. Сотворим такое хитроумное приспособление и мы. Вот, как она будет выглядеть. Согласитесь, сложно не запутаться? А мы справимся!

1

Начнем с более простой, разминочной, чтобы освоить принцип действий.

Поставьте на листе бумаги четыре точки.

Выберите любую из них и соедините ее последовательно со всеми другими.

2

Затем перейдите к следующей по часовой стрелке точке и также «свяжите» ее с другими. Если соединяющая линия уже присутствует, еще раз ее проводить не нужно.

3

Подобные операции проделаем с каждой точкой, и в результате получим следующее.

4

Важно, чтобы ребенок не запутался, с какой точкой он работает в настоящий момент. Посоветуйте ему обводить нужную кружком с помощью фломастера или карандашей разных цветов и теми же оттенками рисовать соединяющие  звенья.

Теперь можно попробовать сплести и более хитрую и мудреную ловушку с уже пятью опорными точками, а потом и с шестью.

новый коллаж 1-2

7

А теперь отправляемся во двор, на просторы первозданной природы с ее  дикими обитателями. Не забудьте крепкую веревку, из которой мы будем мастерить отменную ловушку. Присмотритесь зорким взглядом первобытного охотника и выберите место, где будет пойман лютый зверь. Так же, как на бумаге точками, но теперь уже камнями, обозначьте с ребенком вершины ловушки. А теперь начинаем плести наше приспособление, соединяя вершины веревками (обматывая вокруг камней или придавливая ими). Спросите у папы, не хочет ли он сыграть роль пойманного, а потом благородно отпущенного мамонта (папонта). :)

Рыбалка

Ну а сейчас самое время порыбачить. Будем ловить самодельных рыбок. Вырежьте с малышом картонные силуэты этих водных животных и побольше разноцветных кружков-чешуек. Приклеивайте их внахлест, выкладывая разные цветовые закономерности. Например, возьмите одну желтую чешуйку, две красные, снова желтую… Или приклеиваем одну оранжевую, две голубых,  снова одну – первого цвета, три – второго… Пусть ребенок продолжит. Это задание отлично развивает логическое мышление, цветовосприятие и мелкую моторику пальцев рук.

Рыбок можно сделать разного размера, а потом выкладывать улов от большего к меньшему и наоборот, закрепляя представление о размере предметов.

К рыбкам можно прикрепить по маленькому магниту или кусочку гибкой магнитной ленты, как и к самодельной удочке, и на каждом животном написать пример. Вытянул рыбищу – решаешь задачку на ней. Если сделал правильно, забираешь улов себе.

Быт

Доисторические женщины в основном проводили время за приготовлением пищи и присматривали за детьми. Предложите ребенку помочь первобытной хозяюшке сервировать стол. В распоряжении ее кусок мяса саблезубого тигра, яйцо дронта, корень растения.

А теперь, – внимание!

  1. Кусок мяса хранительница очага положила перед своим семейством во время трапезы правее яйца, но левее питательного корня растения.
  2. Корень лежит левее куска мяса, но не с краю.
  3. Яйцо лежит между другими блюдами, но не правее корня.

Пусть ребенок нарисует эти «лакомства» и вырежет, а затем манипулирует ими, раскладывая так и эдак, стремясь к тому, чтобы было выполнено условие каждой из задачек. Подобные загадки для ума вы легко сможете сочинить и сами. Потом поменяйтесь с малышом ролями – пусть  он придумывает  условия, а вы – выполняете их. Намеренно допускайте ошибки. Скажите, что здесь есть хитрые «ловушки», чтобы он не попался в них, как мамонт :-) Это будет побуждать ребенка к более тщательной и критичной проверке, давая возможность оттачивать свой ум.

Жидкая похлебка и необходимость как-то сохранять запасы воды побудила древнего человека изобрести глиняную посуду. Первоначально для нетвердой пищи пытались использовать корзины, сплетенные из лыка. Просветы в них  замазывались глиной. Но такая посуда была непрочной, в ней при любом неаккуратном обращении появлялись щели и сколы – ценная жидкость вытекала. Однажды подобную утварь случайно оставили возле костра и после изумились, насколько прочной она стала. С тех пор люди начали активно делать посуду из глины с обязательным последующим обжигом. Попробуйте с ребенком слепить из этого материала какой-либо элемент домашней утвари по первобытной технологии. Ведь тогда гончарный круг еще не был изобретен. Способ заключался в следующем. Человек катал глиняные жгуты, сворачивал их кольцом по диаметру необходимой посуды и накладывал их друг на друга, наращивая до нужной высоты. Затем сглаживал стенки пальцами.

новый коллаж 2

Позже люди начали украшать посуду, процарапывая на ней веткой или костью орнаменты или расписывая ее природными красками. Пусть ребенок украсит и свой горшок или тарелку. Подробно об изобразительном искусстве первобытных людей и сюжетах, которые они использовали в рисовании, можно прочитать в цикле статей про первобытное творчество.

Из шкур мамонтов люди делали первую одежду. Позднее они приручили диких животных, и, состригая с них шерсть, пряли нитки.

Человек одними из первых одомашнил коз. Как же это случилось? Доисторические люди убивали взрослых козлов и коз, а детеныши попадали в руки охотников живыми. Мяса в общине хватало, и люди решали не трогать козлят. Их помещали в загородки, из которых нельзя было выбраться, и оставляли как бы “про запас”, на голодные дни. Но если сильной нужды не было, то козлята жили неделю за неделей рядом с людьми. Чтобы животные не погибли, дети носили им охапки травы, ветки. Козлята привыкали к тому, что их кормят. Когда животных выпускали из неволи, они не убегали, потому что забывали, как надо добывать пищу на свободе. Козлята становились домашними. Охотники рассудили, что удобнее приручать зверя и держать рядом с домом, чем искать в лесу и охотиться.

А теперь и мы займемся стрижкой животных. Вырежьте из картона силуэт козы или овцы. Наклейте на него вертикально длинные полоски бумаги, нанеся клей на самые кончики и закрутив на противоположных концах. Вооружите малыша ножницами, и пусть стрижет наших четвероногих друзей, отрабатывая навык работы с этим непростым для дошкольников инструментом.

В период неолита люди научились производить ткань. Летом на прогулке предложите малышу сплести полотно самостоятельно, осваивая основные принципы технологии данного производства. Расположите вертикально достаточное количество длинных упругих стебельков травянистых растений. Оба их конца закрепите на двух ветках (можно нитками). И пусть теперь малыш через них продевает зигзагом другие растения (травинки, веточки, цветы). Получается этакое сетчатое природное полотно – всем древним людям на зависть.

9

В следующей статье мы продолжим осваивать быт первобытных людей, играя в веселые математические и творческие игры.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало