Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Изучаем мир древности с помощью игр. Часть 3

В предыдущих двух статьях (часть 1 и часть 2) мы осваивали жизнь первобытного человека, а в этой отправляемся в один из центров цивилизации Древнего мира – в Египет далекого прошлого.

Одной из главных достопримечательностей это страны с давних времен являются египетские пирамиды, тайна создания которых до сих пор не раскрыта. Как людям, в распоряжении которых еще не было строительной техники, удалось воздвигнуть столь огромные, четко математически выверенные сооружения? Существует такая гипотеза, что здесь не обошлось без помощи инопланетной цивилизации. Да и назначение пирамид до конца не разгадано.

Предложите ребенку сделать свою египетскую пирамиду из кусочков сахара, накладывая их друг на друга.

новый коллаж 27

А еще можно сотворить ее из зубочисток, скрепляя вершины кусочками пластилина.

28
Ну и из счетных палочек тоже получится создать такое сооружение, выкладывая их на горизонтальной плоскости.

29
Каждый раз ребенок получает возможность увидеть и проанализировать закономерность, заключающуюся в том, как последовательно и равномерно уменьшается количество используемых элементов ближе к вершине.
Детям, которые уже знакомы с цифрами и освоили несложный счет, можно предложить воздвигнуть математические египетские пирамиды. Сначала необходимо установить ее основание из нескольких цифр.

30
Следующий этаж будет получен из чисел, которые образуются при сложении двух рядом стоящих величин нижнего этажа.

Третий ярус образуем путем сложения пары близлежащих цифр второго этажа и так далее.

35
Чем больше чисел в основании пирамиды, тем выше она будет. Помогите малышу сделать этот вывод, исходя из самостоятельных наблюдений.

В основании берите числа от одного до трех, так как чем выше этаж, тем крупнее цифры, которые предстоит складывать ребенку. Впрочем, ориентируйтесь на его индивидуальные особенности.
По этому же принципу можно придумывать математические ребусы, где отдельные числа, составляющие пирамиду,– «видимые», а какие-то –нет. Задача состоит в том, чтобы разгадать, каких же цифр не хватает, и вписать, чтоб наше строение было прочным и не развалилось.

31
А еще эта древнеегипетская достопримечательность поможет познакомиться с некими особенными цифрами.

Треугольное число — это количество элементов, которые могут быть расставлены в форме правильного треугольника.

Расчертите альбомный лист на крупные косые клетки, а внизу выложите на пересечении линий четыре пуговицы (камешка, ракушки).

Достройте с малышом пирамиду до самой вершины. Предложите посчитать использованное количество пуговок. Их будет десять. Это число математики и называют треугольным.

32
Попробуем еще поискать такие числа? Выкладывайте с ребенком разное количество мелких предметов в основании, достраивайте пирамиду и подсчитывайте, сколько «строительного материала» понадобилось. Попробуйте найти самое меньшее треугольное число. Какое минимальное количество пуговок понадобится, чтоб возвести египетское строение? Сколько их достаточно положить в основании? Экспериментальным путем малыш установит, что их два. А наименьшим треугольным числом является три.

Математики считают первым таким числом – единицу. Но нашему малышу будет непросто узреть в одном элементе треугольник. Поэтому это математическое открытие мы поможем ему сделать попозже.
Выложите рядками друг над другом необходимое количество предметов-единиц, используемое при образовании треугольных чисел, от меньшего к большему: 3, 6, 10, 15… Помогите ребенку увидеть закономерность. На сколько различается каждое треугольное число от последующего? Сначала эта разница – на три единицы, затем – на четыре, потом – на пять и так далее!

Помимо треугольных существуют прямоугольные числа. С их особенностями малыша также можно познакомить. Спросите для начала, как он считает, что это за цифры такие? Отталкиваясь от уже имеющихся знаний о треугольных числах, малыш, размышляя по аналогии, скорее всего, сделает верное умозаключение: это количество элементов, которые могут быть расставлены в форме прямоугольника.
Попробуйте поискать эти числа опытным путем. Поизучайте удивительное прямоугольное число двадцать четыре. Один ли вариант размещения камешков у вас получился? Поищите еще такие числа.
Квадратные – это подмножество прямоугольных чисел. Экспериментируя, составьте вместе ряд таких особенных цифр. Вот они: 4, 9, 16…(единицу мы и тут пока пропустим, хоть в математике она и считается квадратным числом). У вас также?

33
Треугольные, прямоугольные, квадратные числа носят общее название – фигурные.

34
А, возможно, ваш вундеркинд придумает еще один их подвид – зигзагообразные, к примеру.. Какими особенностями они будут обладать? Выслушаем же юного ученого-математика.
Постигать новое – интересно и увлекательно. Тем более, если делать это весело и в игровой форме, то знания откладываются прочно и надолго.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало