Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Изучаем мир древности с помощью игр. Часть 2

В предыдущей статье мы учились выживать в доисторическом мире и помогали заниматься хозяйством одной симпатичной (а, может, и не очень) первобытной семье. А в этой – познакомим малышей с таким непростым математическим понятием, как круги Эйлера, поиграем в творческие игры с  камешками – первым орудием человеческой деятельности, а также займемся добычей железной руды.

Итак, представим, что в конце одного долгого, но не очень удачного трудового дня в распоряжении первобытной семьи имеется следующее.

10

Нарисуйте эти предметы и вырежьте. Или распечатайте картинки из интернета.

Давайте-ка наведем порядок в первобытной кухне. Положите в разных частях комнаты два обруча. Пусть в одном из них будут все желтые продукты питания, а в другом – круглые. Приступим!

11

Куда положим сочную головку одуванчика – в обруч, где лежат желтые предметы? Верно. И в другой тоже можно «определить»? Конечно, ведь это растение имеет округлую форму. Как же поместить его в оба обруча, чтобы это растение находилось в них одновременно, и не пришлось разделять его на части? Возможно, в результате долгих размышлений и многократных попыток решить непростую задачку ваш умница предложит частично наложить один обруч на другой, а одуванчик – расположить как раз в области их пересечения.

12

А вот этот пальмовый лист куда положим? Он и не желтый, и не круглый, не подходит ни к одному из условий. Значит, суждено ему лежать в одиночестве за пределами обоих обручей.

13

Теперь добавьте еще одно «колечко», положив его неподалеку от двух других. Скажите, что на следующий день первобытные люди удачно порыбачили и принесли в пещеру огромную рыбину. Большие предметы будем располагать как раз в третьем обруче. А еще в процессе охоты добыли кусище мяса. Куда поместим его? Он большой, его можно расположить в третьем обруче. Но он еще и округлой формы. Как быть? Скорее всего, малышу уже не составит сложности сообразить, что обруч номер три нужно наложить на второй. А в месте их пересечения и будет храниться мясо.

14

И – вот так удача! Вечером соседнее племя в знак примирения преподнесло огромного желтого питательного питона. Найдем и ему место! Не так уж это и сложно, верно?

15

Доисторические боги так щедры и благосклонны к нашему племени! На следующее утро даровали ему новую находку – огромную дыню. Теперь-то нашим древним друзьям в ближайшее время точно не грозит голод. Но вот только, где же хранить эту сладкую вкусную ценность? Конечно же, стоит поместить ее в самое потайное место – область пересечения всех трех обручей-множеств. Ведь дыня и желтая, и круглая, и большущая!

16

Пусть малыш разложит по своим местам и оставшиеся продукты питания.

Мы сейчас на практике познакомили нашего кроху с кругами Эйлера – геометрической схемой, с помощью которой можно наглядно выразить отношения между разными множествами (в нашем случае это круглые желтые и большие объекты).

Теперь предложите ребенку придумать, чем еще можно накормить племя, чтобы еду можно было разместить в каждый из «отсеков» трех наших категорий.

Дайте ребенку поиграть с условными изображениями объектов еды – геометрическими фигурами разного размера и цвета. Пусть в обруче (множестве) А будет «треугольная» еда, в Б – «большая», а в С – «зеленая». Выдайте малышу набор первобытного юного поваренка, состоящий из разнообразных геометрических фигур, и пусть приступает к делу – наведет в пещерной кухне порядок, разложив все по местам.

Сейчас мы рассматривали пересекающиеся множества. Три – не максимальное их количество. Предложите ребенку придумать, как четвертое может быть расположено по отношению к предыдущим. Пусть поищет как можно больше вариантов.

17

И задание посложнее – придумать, какие элементы можно поместить во вновь образовавшиеся области.

А, если множеств будет пять? Это – задачка не из легких! Но попробовать решить ее – стоит!

Аналогичные задачки можно придумывать не только с первобытной едой. Пусть это будут задания, связанные с повседневным бытом ребенка, тем, что имеется непосредственно в его опыте.

Пусть малыш догадается по готовым множествам с элементами – по какому признаку они сформированы. Можно использовать картинки с изображениями предметов или же натуральные объекты, например, игрушки, продукты и т.д.

Предложите и самому ребенку придумывать подобные загадки для вас.

Множества могут быть не только пересекающимися, но и вложенными, где одно из них выступает подструктурой другого: игрушки – куклы. Еще один пример: множество – растения, подмножество – деревья.

18

Предложите крохе рассортировать разные предметы и понятия и таким образом.

Нарисуйте в песочнице два пересекающихся множества. Камешки будут их абстрактными элементами.

Расположите их следующим образом и спросите: «Сколько камешков (элементов) в круге  справа (множестве А)?  А в множестве Б?» Пусть вас не смущает использование в речи, обращенной к дошкольникам, научных терминов. Дети достаточно легко и просто запоминают их.

19

Итак, во множестве А мы имеем три элемента, а в Б – два. А теперь задайте вопрос, который поразит детей, умеющих складывать в пределах десяти: «А сколько каменных элементов всего? Четыре?? Как это так получилось? Ведь три плюс два будет пять!» Дайте ребенку поразмышлять, присмотреться. Какой же сильной будет радость открытия, когда ребенок скажет, что один элемент принадлежит и одному, и другому множеству, поэтому его не нужно считать дважды.

А на этом рисунке– сколько камешков в множестве А? Три.

А во втором – какое количество? Четыре.

Сколько всего камешков на рисунке? Ого! Общее число – пять! Ведь тут уже два общих элемента.

20

Позагадывайте другие аналогичные задачки. Потом добавьте и третье множество.

21

Теперь измените условие задачки. На этот раз ребенку нужно по имеющемуся общему числу элементов и по их количеству в одном из множеств узнать, сколько находится в другом. Рис 22

Еще один вариант – малышу называется лишь число частиц в каждом из множеств и их количество в области пересечения.

23

Нам камушки помогали развивать логическое мышление, а древнему человеку – выживать, именно этот предмет был для него первым орудием труда. Пусть малыш попробует, как первобытные люди, растолочь им какое-нибудь растение.

Из маленького камешка и веточки можно сделать первый топор, скрепив их между собой и перемотав травой.

А  на скалах люди рисовали. Предложите и ребенку нарисовать что-нибудь на камешках акриловыми красками.

Так как мы с вами шагнули в своем интеллектуальном развитии значительно дальше доисторических людей, то почему бы заодно не сотворить из этого природного материала бюджетные игры, например, аналогичные «Мемори». Можно насобирать побольше плоских камешков и нарисовать на каждой паре по одинаковому простенькому рисунку, связанному с первобытным миром или какому-то другому. Теперь перемешайте и расположите камушки картинкой вниз. Пусть малыш открывает их по две штуки за ход. Картинки совпали – уберите их с поля. Нужно, совершив как можно меньше ходов, очистить пространство. Игра активно тренирует память и внимание малыша.

Можно произвести и первобытное каменное домино, разделив каждый камушек красочной линией на две части, а после нанести на каждую половинку разное количество точек.

А почему бы не сыграть на природе в доисторические крестики-нолики? Поле можно построить из веточек, а линии выстраивать из камушков с нарисованными на них соответствующими значками.

А еще здорово создавать красивые рисунки из каменной мозаики, закрепляя ее на основе, покрытой слоем пластилина или клеем типа «Момент». Заниматься подобным творчеством можно и просто на песчаном побережье.

24

В период Железного века человек научился добывать железную руду и мастерить из нее прочные изделия. Добудем и мы это вещество из упаковки от шоколада, предварительно употребив его внутрь. Как в древности люди могли придать руде любую форму, так и мы сможем, сминая по-разному добытую фольгу, уплотняя ее, создать любую фигурку животного, посуду или любой другой предмет на усмотрение ребенка.

25, 26

В следующей статье мы отправимся в Древний Египет и будем постигать секреты египетских пирамид.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало