Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Изучаем цвета и оттенки: волшебство смешивания

В предыдущей статье мы помогали малышу увидеть связь между цветом и настроением, учились выражать свои чувства с помощью красок. Сегодня мы познакомим наших детей с поистине волшебной их способностью – производить новые.

Дети любят сказки. Науку смешивания цветов можно тоже легко обыграть, добавив к ней фантазии и волшебства.

Сказка про трех королей-волшебников

Расскажите малышу, что все-все краски живут в волшебной стране Рисовании, которой правят ей три короля-волшебника. А в чем заключаются их магические способности, сейчас постараемся узнать.
Поставьте перед ребенком акварель только с тремя основными цветами: красным, синим и желтым. Они продаются в тубах. Другой вариант – наклеить в стандартной упаковке непрозрачный скотч на все цвета, кроме нужных. Скажите так: «На главной площади страны Рисовании стоит огромный сундук самоцветов, радующий глаз всех жителей. Сейчас мы с тобой заполним его камнями». Теперь смочите с малышом губкой весь лист, который и станет нашим сундуком. Предложите ребенку оставлять кисточкой следы тычковыми движениями, перекрывая одни цвета другими. Задайте вопрос: «Сколько разных цветов ты использовал? Три? Какие? Красный, синий и желтый? А сокровища каких цветов теперь лежат в нашем сундуке? Ого, тут уже и оранжевый, и зеленый, и фиолетовый! Откуда же они взялись?»

image 1
Не спешите сами делать вывод, просто удивитесь вместе с ребенком, выслушайте его предположения и продолжайте дальше ваши эксперименты и наблюдения. Скажите так: «На центральной площади стоит сундук в окружении четырех фонтанов». Приготовьте такое количество емкостей, которые будут имитировать наши водные сооружения. Продолжите: «Его Величество Красный и Желтый волшебники коснулись своей волшебной палочкой-кисточкой жидкости в первом фонтане. И…о чудо! Какое же?» Пусть малыш смешает в первой емкости эти две краски и увидит это чудо своими глазами – образование оранжевого цвета. Красный и Синий волшебники коснулись воды во втором фонтане. Давайте увидим, как же выглядит эта магическая жидкость – смешаем в стаканчике эти два цвета. И вот перед нами фиолетовый оттенок! А там, где задействовали свою волшебную силу Синий и Желтый маг, мы получим зеленый цвет воды. А если все три волшебника объединят свою силу, интересно, что будет? Проверим? Ого, получился коричневый цвет!

цветовой-круг-RGB-CMY

Продолжите сказочное повествование: «Сундук с фонтанами на площади обрамляют клумбы с прекрасными цветами, которые высаживали три наших короля. Сейчас мы тихонечко понаблюдаем, как они это делали.»
Дайте ребенку лист специальной акварельной бумаги – в крайнем случае – обычной. Смочите его губкой так, чтобы не было луж.

Пусть часть растений выращивают Красный и Желтый волшебники. Попросите малыша положить несколько желтых пятен округлой формы. Если у вас акварельная бумага, получится очень красивый эффект разбегающейся краски. Теперь пусть ребенок коснется центра пятна кисточкой с красным цветом. Вуаля! Мы получили у наших цветков прекрасную оранжевую сердцевинку. Теперь также пронаблюдаем за работой Красного и Синего садовников-чародеев, а затем снова Синего и Желтого и, наконец, всех трех вместе. Также цветы можно «выращивать», используя пальчиковые краски или гуашь, а вместо кисти использовать пальцы. Теперь можно и обобщить наши наблюдения. Спросите ребенка, какие цвета смешивались, чтоб «наколдовался» оранжевый цвет? А фиолетовый, зеленый, коричневый?

А теперь предложите малышу, смешав несколько цветов, сделать синий, красный и желтый цвет. Не получается? Так вот, в чем состоит секрет и волшебная сила этих трех цветов! Их никак не получить, смешивая другие цвета. Поэтому они и называются основными. Зато при их смешивании можно образовать много других цветов – составных. Результаты наблюдений можно свести в таблицу, сделанную совместно с ребенком.

6

Для закрепления полученных знаний позагадывайте малышу загадки, ответы к которым будут предметы составных цветов. Например, медведь, лиса, апельсин, ель… Изображать их можно, только используя наших волшебников – основные цвета. Конечно же, можно их смешивать.

Слияние цветов на бумаге – это традиционный способ, дающий возможность понять, что представляют собой основные и составные цвета. Но существуют еще более увлекательные приемы, которые внесут разнообразие и новизну в изучение красок, а, значит, поддержат внимание и интерес к данной теме.

Цветовое лото

Очень занимательно изучать и запоминать, как получаются составные цвета с помощью самодельного лото. Найдите в детских журналах или в интернете картинки с предметами зеленого, оранжевого, фиолетового и коричневого цветов. Распечатайте и наклейте их на карточки. На листах белого картона начертите таблицу, в шапках которой будут представлены сочетания основных цветов (в виде капелек, клякс), в результате смешения которых получим составные. Задача игроков – размещать картинки под сочетанием тех цветов, которые при объединении дают оттенок, который имеет предмет на картинке. Например, карточку с морковкой поместим под красной и желтой капелькой. Карточку с зеленым листом – под желтой и синей…

kartochki1jpg

Подвижные игры

Соберите на прогулке вокруг себя побольше ребятни. Заготовьте карточки с основными и составными цветами. К каждой привяжите петлю из толстой нитки, такую, чтоб через нее проходила голова ребенка. Повесьте каждому на шею по карточке. Называйте любой из дополнительных цветов. К его обладателю этого должны подбежать дети с карточками тех красок, при смешивании которых он получился, и взять его за руки. Либо же основной цвет должен как можно скорее отыскать своих «прародителей».
Есть и другой вариант. На этот раз вы называете уже основной цвет. А ребенок должен найти и взяться за руки с ребятами, у которых на карточке оттенок, в состав которого он входит.

Цветовые опыты и эксперименты

Объединяем-разъединяем
Когда мы смешиваем две краски на бумаге и получаем общий цвет, маленькому ребенку подчас трудно вспомнить, какие же два цвета фигурировали изначально. Следующее пособие поможет как объединить два основных тона и получить производный, так и разделить полученный общий на два исходных.
Небольшую прозрачную емкость с крышкой (это может быть даже пузырек от лекарств) заполните наполовину цветной водой, например, синей. В другую половину влейте прозрачное детское масло для тела. Оно должно быть изначально прозрачным, без желтоватого оттенка. Перед заполнением им сосуда добавьте художественной масляной краски, например, красного цвета и хорошо перемешайте. Цвета лягут слоями. Цветная вода будет снизу, а цветное масло – вверху. Теперь дайте малышу бутылочку, пусть потрясет хорошенько. Два цвета перемешаются в один производный, но вскоре снова «разбегутся», разъединятся на слои. Сделайте несколько таких бутылочек с разным сочетанием цветов.

4a96lf5c
Цветные дорожки и вода-путешественница

Возьмите три прозрачных пластиковых стаканчика и заполните каждый примерно на одну треть водой своего цвета – красной, синей и желтой. Расположите их кругом, чередуя с пустыми сосудами. Теперь возьмите четыре бумажные салфетки и сложите их полоской. Потом согните пополам. Каждую полоску одним концом опускайте в один из стаканчиков с цветной водой, а другим – в рядом стоящий пустой.

Жидкость постепенно начнет подниматься вверх по салфеткам, а затем опускаться, перебираясь в пустые стаканчики. Там, где две цветные жидкости встретятся, образуется новый цвет!

Спросите ребенка перед тем, как вода начнет свое путешествие, как он считает, что сейчас будет происходить? Выслушайте все предположения.

1(30)

Цветные вулканы

Приготовьте три тарелки, дно каждой из них заполните содой. В первую добавьте несколько капель желтого красителя в одной ее части и красной – в другой. Красители на данном этапе не должны соприкасаться. Добавьте последовательно в каждую из половин немного уксуса или раствора лимонной кислоты. И наблюдайте с малышом за извержением цветных мини-вулканов, лава которых, бурля, постепенно перемешивается друг с другом и образуется новый оранжевый оттенок. То же самое проделайте с содой во второй тарелке, добавляя уже желтую и синюю краски. Эту же процедуру проводим и в третьей посуде, капнув синий и красный красители.

1

Соленые дорожки

На листе бумаги сделайте полоску из клея ПВА и обильно присыпьте ее солью. После высыхания поставьте лист вертикально – все незакрепившееся «покрытие» отпадет само собой. Теперь пусть малыш с одной стороны соленой дорожки пустит, например, синий цвет, просто касаясь ею кисточкой с краской, а с другой – желтый. И наблюдайте, какой цвет получится на месте их встречи.
Сегодня мы помогли нашим малышам почувствовать себя настоящими волшебниками, дающими жизнь новым цветам. Оказывается, волшебная палочка бывает не только в сказках. Она есть в каждом доме. И имя ей – Кисточка! А в следующий раз мы поможем увидеть ребенку все многообразие и богатство оттенков одного и того же цвета и научим их «наколдовывать».

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало