Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Изучаем цвета и оттенки: настроение и характер

В предыдущей статье мы целенаправленно привлекали внимание ребенка к цветовой составляющей окружающего мира, пробуждали радость от встречи с его красками. В данном материале мы покажем малышу, как изучаемый нами феномен может влиять на эмоции и настроение человека. Также убедимся, насколько своеобразно и индивидуально может быть восприятие каждого оттенка.

Любимые и нелюбимые цвета

Дайте ребенку уже знакомые вам цветные картонные кружочки и попросите разложить их от наиболее симпатичного к наименее. Можете спросить, почему одна краска нравится ему больше других, а какая-то вызывает неприятие. Если малыш не сможет дать объяснение, не настаивайте. Выбор может быть сделан исключительно на чувственном уровне.

Фея любимого цвета

Попросите малыша нарисовать фею той краски, которая ему нравится больше всего. Возможно, ему захочется изобразить ее место жительства или что-то еще.

183-feja-opisanie-i-foto

«Цветные» настроение и характер

Спросите ребенка, чем люди отличаются друг от друга? Есть множество факторов, в том числе характер и настроение. Причем последняя характеристика может меняться у одного и того же человека. Продолжите задавать вопросы ребенку. Как он думает, у всех ли красок одинаковый характер и настроение? У какого цвета самое радостное расположение духа? А самое грустное? Кто спокойный по характеру? Кто самый нежный? А кто задира и забияка? Пусть малыш покажет мимикой, у какой краски, по его мнению, какое настроение и характер.

Задайте вопрос, на какой цвет похоже его состояние сейчас? Почему? Пусть попробует объяснить. В течение дня спросите об этом еще несколько раз. Карточки с выбранными ребенком цветами выставляйте в хронологической последовательности, прикрепляя их, например, магнитиками к дверце холодильника. Перед сном просмотрите с малышом всю цепочку. Попросите его, опираясь только на цвета, ассоциативно воспроизвести события прожитого дня и, конечно же, чувства, связанные с ними. Это занятие хорошо развивает умение осознавать.

Предложите ребенку придумать историю одного дня из жизни выдуманного мальчика. Перемешайте цветные карточки. Теперь поочередно вытягивайте с ребенком по одной и придумывайте события, которые могли бы вызвать настроение именно этого цвета.

новый коллаж 2

Пример:
Вытянута карточка с синим цветом – Саша проснулся утром выспавшимся и спокойным.
Желтая – в садике на завтрак дали его любимое лакомство, отчего ему стало очень радостно.
Серая – на занятии лепкой у Саши не очень удачно получилась фигурка верблюда, и он расстроился.
Черный – на прогулке мальчик споткнулся, когда бежал к качелям, и разбил коленку, было больно и обидно.
Зеленый – воспитательница пожалела его, утешила, обняв его, как мама, Саше стало хорошо и уютно.
Оранжевый – вечером за мальчиком пришла мама. Какая радость!

Подбираем «эмоции» к истории

Пригласим ребенка в сказку «Гуси-лебеди». Зачитывайте ему отрывки, а малыш должен попробовать передать с помощью цветовых пятен настроение Аленушки, соответствующее этому моменту. Каждый раз можно просить сначала показать состояние девочки мимикой или даже инсценировать его.
Прочитайте самое начало сказки. Аленушке очень хорошо. Она гуляет с подружками, веселится и не ждет ничего плохого.

Вернулась девочка – братца нету! Она испытывает ужас, тревогу и не знает, что делать.

Нашла Аленушка Ванюшу. Стали они вместе домой добираться домой. Девочка уже надеется на то, что все будет хорошо, но все-таки волнуется.

Наконец, детям удалось добраться до дому целыми и невредимыми. Девочка очень рада. Но ей все еще очень стыдно, что не углядела за братцем. К тому же она продолжает волноваться, вспоминая весь тот путь, который им пришлось преодолеть.

коллаж 3

Передать неоднозначность чувств, их смешение – сложная задача, но интересная. Аналогичную работу можно провести и с другими сказками. Пусть малыш отразит в цвете настроение и характер Кощея, Дюймовочки, Царевны Несмеяны, Красной Шапочки и т.д.

Определяем «предметы» с помощью цвета

Теперь положите перед малышом два абсолютно одинаковых силуэта волшебников. Скажите, что один из них добрый, другой злой. Понятно ли сейчас, где какой? Что может помочь разобраться? Попробуем раскрасить их соответственно их характеру.

Напомним ребенку сказку про другого волшебника – чародея сновидений Оле Лукойе, у которого было два зонтика. Один из них он открывал по ночам над малышами, и им снились приятные, радостные, нежные сны. Если же он раскрывал другой, видения были тревожными, неприятными. Покажите ребенку два рисунка с одинаковыми силуэтами зонтов. Попросите ребенка определить, где какой. Не отличить? А если использовать цвет? Пусть малыш раскрасит зонтики подходящим способом.

оле

Таким же образом можно попросить раскрасить, например, корабль Бармалея и Айболита.
Перечисленные игры и упражнения способствуют не только обогащению представления о цвете, но и совершенствованию эмоционального мира ребенка, способности к эмпатии. В следующей статье мы познакомим малыша с основными и составными красками и магией создания последних.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало