Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Изучаем цвета и оттенки: игры и эксперименты

Человека с рождения окружает чудесный разноцветный мир, играющий множеством всевозможных красок. Но маленькому ребенку подчас сложно отделить цвет как характеристику предмета от его самого, а также запомнить названия. В этой статье мы предлагаем вам познакомиться с играми, творческими заданиями, а также опытами и экспериментами, которые облегчат малышу эту задачу и будут способствовать развитию эстетического отношения к этому свойству объектов.

Давайте привлечем внимание ребенка к цвету, вызовем у него чувство восхищения этим качеством. Скажите ему: «Представь, что злая волшебница заколдовала весь мир, и все краски исчезли. Каким бы он стал? Бесцветным, однообразным, мрачным, некрасивым?» Пусть ребенок подберет свои прилагательные, ведь у каждого свое восприятие мира.

А что, если другая волшебница окрасит все вокруг в один цвет? И все-все на свете станет синим…или желтым. Каково будет жить во вселенной зеленого цвета? А оранжевого? А в каком мире хотелось бы жить тебе?

Raduga Подвижные «цветные» игры
На улице во время прогулки поиграйте с группой детей в веселые игры.
• Вы называете любой цвет, а каждый из ребят касается предмета одежды или игрушки такого оттенка, принадлежащей ему самому или другому ребенку. Помимо лучшего запоминания названий красок эта игра также способствует сплоченности детей.
Если ваш ребенок на прогулке один, пусть касается любых предметов загаданного цвета на игровой площадке.

• Вот еще одна игра для группы детей. Поставьте ребятишек в круг. Распределите между ними всевозможные названия цветов, по одному на каждого, включая вас. Скажите, что участники должны очень хорошо их запомнить. Встаньте в центр круга. Вы – ведущий. Назовите два любых цвета. Двое детей, за которыми они закреплены, должны как можно быстрее поменяться местами, а вы – успеть занять одно из освободившихся. Если вам это удалось, ведущим становится тот, кто «потерял позиции». Теперь уже он загадывает два любых цвета.

32013031-2015

«Цветные» сказки
Попробуйте сочинять подобные произведения с ребенком. Выберите любой цвет, и пусть все действующие лица истории и место действия будут только этого оттенка. Вот примеры подобных сказок. Можно зачитывать малышу только начало этих сказок, и пусть он попробует придумать продолжение.

Разноцветные истории

Вырежьте из картона кружочки разных оттенков, затем перемешайте и положите их в стопку. Теперь поочередно с ребенком вытягивайте по одному и сочиняйте историю, постепенно включая в нее каждый цвет-ассоциацию. Например:

На небе сияло солнце (желтый кружок). Вдруг появилась тучка (фиолетовый) и заслонила его. Полил дождик, и появились лужи (синий). Рядом с одной из них росло дерево (коричневый) с зеленой кроной (зеленый). Наступила осень, и листочки покраснели (красный). Вскоре пошел первый снежок (белый) и укрыл землю (черный).

Затем перемешайте картонные кружки и начните новую историю. Она может быть более традиционной и похожей на сказку, может иметь и совсем фантастический характер.

Мир глазами животных

Расскажите малышу, что эти живые существа видят совсем не так, как мы,– люди. Кошки, например, воспринимают все объекты вокруг в серо-зеленовато-голубых тонах.

00

А собаки видят окружающий мир в серо-желто-синих цветах, а не в черно-белых, как считалось раньше. Наши четвероногие друзья различают около сорока оттенков серого.

0

Для птиц мир играет более яркими и насыщенными цветами в отличие от человека. Они видят даже те цвета, которые нам, людям, не известны. Коровы вообще почти не различают цвета. А быки реагируют вовсе не на красный цвет тряпки – их раздражает сам факт движения. А вот, казалось бы, такие примитивные существа, как рыбы, различают все цвета и их оттенки.

Мир глазами инопланетян

А теперь попросите малыша представить, что к нам на Землю прилетели инопланетные гости! Они воспринимают краски нашего мира совсем иначе. Например, елочка кажется им не зеленой, а совсем другого цвета, цыпленок вовсе не желтым и так далее. Предложите ребенку взглянуть на мир глазами уфонавтов и нарисовать на НЕ ЗЕЛЕНОЙ лужайке, возле НЕ ГОЛУБОГО озера под НЕ СИНИМ небом и НЕ ЖЕЛТЫМ солнцем пасущуюся НЕ БЕЛОГО И НЕ ЧЕРНОГО цвета овечку.

Предложите ребенку рисовать эту картину пальцами, ведь инопланетяне не владеют кистью. Такое задание не следует давать малышам до трех лет, которые только познают цветовые свойства объектов окружающего мира. У детей постарше оно поможет сделать мышление менее шаблонным, активизировать творческие ресурсы.

Картинка трех цветов

Пусть ребенок произвольным образом, не глядя, вытянет три карточки разных цветов. Предложите ему нарисовать картину, где будут присутствовать лишь эти краски в чистом виде. Например, попались цвета: синий, желтый, зеленый. Малыш может нарисовать морскую синюю пучину с желтым песком на дне и зелеными водорослями. Другой вариант – лес, над которым раскинулось небо, а в нем светит ясное солнце. А можно изобразить синего инопланетянина с пятью желтыми глазами на зеленой ядовитой планете. Или…?

Цветовые опыты и эксперименты

А давайте окрасим привычные предметы в другие цвета. Например, поставим в подкрашенную в разные цвета воду в баночках по листу пекинской капусты и будем наблюдать, как они, впитывая жидкость, постепенно приобретают тот же цвет, что и она – красный, синий, желтый. Рекомендую использовать для эксперимента насыщенные пищевые красители.

1 капуста

А хотите подарить ребенку необычную розу, которая вызовет невероятный восторг? Сделайте на нижней части стебля белой розы или хризантемы два надреза, чтобы он расщепился на четыре части. Поставьте рядом четыре стакана с водой разных цветов и окуните каждую из четырех частей «ножки» цветка в свою емкость. В итоге роза наполнится всеми этими красками. Получится этакий цветик-многоцветик.

1

2-2

Радуга из «Скиттлс»
Опыт с конфетами «Скиттлс» просто завораживает. Возьмите тарелку, разложите по краю дна разноцветные конфетки и добавьте в центральную часть немного воды так, чтобы она окружила их. Далее наблюдайте с малышом, как краситель начнет отдавать свой цвет воде, и разноцветные лучики устремятся к центру тарелки.

3

Можно создавать целые узоры, по-разному выкладывая цветные сладкие диски.

Слоеная вода

Попросите ребенка добавить в стакан с водой красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета. Что произошло? Краски перемешались, образовав неопределенный «серо-буро-малиновый» тон. Загадочным голосом скажите, что знаете хитрый способ, который поможет не соединяться краскам в стакане. Спросите его:» А ты знаешь такой?» Пусть малыш поразмышляет, пофантазирует, выскажет свои идеи, активизируя творческие способности. Разумеется, он не озвучит то, что продемонстрируем ему мы. Да это и не нужно.

Теперь возьмите пять стаканов. Всыпьте в первый одну столовую ложку «волшебного» порошка ( в простонародье – сахара). В другой стакан положите две ложки, в следующий – три, в последний – четыре. А в пятый не добавляйте ничего. Налейте в каждый стакан по три столовых ложки воды. Потом добавьте в каждый краску разного цвета. Поставьте пустой шестой прозрачный стакан перед ребенком. Вылейте в него сначала жидкость из емкости, где насыпаны четыре ложки сахара. Теперь очень аккуратно добавьте в него же воду из стакана с тремя ложками сахара. Используйте шприц без иглы. Наберите в него эту воду и, медленно надавливая на поршень, направляйте струю на боковую часть стакана. То же самое, не торопясь, осторожно проделайте с цветной водой из третьей емкости с двумя ложками сахара, а затем из той, где всего одна. И, наконец, используйте жидкость из стакана, где сахара нет совсем. Из-за разной плотности жидкостей вода, не перемешиваясь, ляжет слоями. Чудеса?!

4

Радужный вентилятор

Вырежьте с ребенком из цветной бумаги разных цветов детали, повторяющие форму лопастей вашего домашнего вентилятора. С помощью скотча закрепите разноцветные картонные заготовки на «лепестках» технического устройства. Включите прибор и с восторгом наблюдайте, как цвета сливаются в радужное колесо! Теперь поменяйте прежние картонки на новые – с другими цветами, и можно наслаждаться альтернативным вариантом этого «волшебного» явления.

5

Цвет – категория обыденная и повседневная. И, тем не менее, она способна вызывать удивление и восхищение. Подобные чувства мы и старались пробудить в ребенке с помощью перечисленных игр и экспериментов. А в следующей статье мы покажем малышам, как цвет может влиять на эмоциональную сферу человека.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало