Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

mandala iz plastilina

Исцеляющее творчество: мандалы для детей из пластилина

Существует множество техник развития творческих способностей у детей и взрослых, но среди них есть еще и терапевтические, исцеляющие душу и тело. Одна из таких волшебных арт-методик, самая моя любимая, — это мандалотерапия для детей.

Создание мандал (в переводе «круг», «диск») — это вид творчества, от которого я и мои дети неизменно получаем огромнейшее удовольствие. Этот процесс  сближает, убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу, мы наполняемся позитивом, даем спокойствие уму и ясность мыслям, обретаем внутреннюю гармонию, плавно находим примирение с миром и с самим собой, открываем в себе неизведанные глубины, познаем свою индивидуальность и даже вылечиваем психосоматику. И, конечно же, эта методика раскрывает творческое «Я», художественное и духовное самовыражение детей и взрослых.

Чем еще полезны мандалы для детей?

  • Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление. Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.
  • Раскрывается творческий потенциал.
  • Ребенок открывает для себя рецепт успокоения и умиротворения, узнает, как снимать стресс и справляться с эмоциями и сложными чувствами (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).
  • И главное — это способ наполнять себя позитивными энергиями, возвращать себя в ресурсное состояние. Учите этому своих детей, и вы дадите им ценнейший навык — умение сохранять и быстро возвращаться в состояние счастья.

«Мама, смотри, как красиво!»

Существует множество вариантов создания мандал в работе с детьми: их рисуют на бумаге, на плоских камнях, лепят из глины, плетут из проволоки, из ниток, вышивают, делают объемными, насыпными, делают из цветной бумаги, из природных материалов.

mandala_11

Сегодня я хочу поделиться очень простой и полезной для мелкой моторики техникой создания мандал — мандалы для детей из пластилина. Эти мандалы получаются всегда разными, но красивыми, эффектными даже у самых маленьких, 3-4-летних деток. Эта техника так полюбилась моим детям, что они увлеклись ею на несколько дней, а творческий процесс сопровождался восторженными возгласами: «Мама, посмотри, как красиво у меня получается! Как интересно смешались цвета! Смотри, какой у меня узор!» Дети действительно получили удовольствие и от процесса, и от результата: ведь они сами создали такую красотищу!

С чего начать?

Вам потребуется: плотная бумага А4 и цветной пластилин.

Нам нравится пластилин Jovi— у него сочные цвета, он мягкий, пластичный, не засыхает — это значит, что всегда можно что-то изменить, убрать лишнее или вообще начать сначала, счистив его с листа. Мандалы из него получаются очень гладкой шелковистой фактуры, очень приятной на ощупь. Подойдет и обычный пластилин, но не берите массу для лепки — она быстро затвердевает и для этой техники не подойдет.

Выберите свободное время для работы — не меньше получаса.

Создайте атмосферу — спокойную, расслабленную. Хорошо включить медитативную или классическую музыку. Со временем этот процесс может даже перейти в ваш семейный ритуал. Настройте себя и детей на волну творчества, скажите, что сейчас вы будете лепить легко и свободно, без правил и ограничений, что ребенок может «рисовать» пластилином так, как ему захочется, брать любые цвета, придумывать самые причудливые узоры, даже просто «пачкать» лист. Детей не нужно учить спонтанному самовыражению, им нужно дать на него право, предоставить возможность делать не по образцу, а творить самим (даже если, по вашему мнению, это будет «некрасиво»). Как сказала мне старшая дочка: «Мама, мои пальчики сами лепят, я не задумываюсь о том, что делаю». Это и есть интуитивная, исцеляющая форма творчества.

Далее, на листе нарисуйте контур круга простым карандашом или обведите тарелку подходящего размера. Круг должен быть сопоставим с размером вашей головы (на вашем листе) и головы ребенка (на его листе). Перед началом работы скажите ребенку, что лучше не выходить за контуры круга, но если в процессе он все же выйдет за границы — не останавливайте его. Лист — это пространство ребенка, уважайте его!

Способы лепки

Прежде чем приступить к творчеству, расскажите детям о способах нанесения пластилина на лист.

1. Можно размазывать пластилин пальцами по поверхности бумаги, делая мандалу полностью гладкой. При этом, если вы захотите поместить в центр крупный узор (цветок, рыбу, звезду и проч.), сначала лучше сделать рисунок, а потом «закрасить» пластилином фон. Детям также будет интересно поэкспериментировать с разноцветным пластилином, создавая переходы от одного цвета к другому.

mandala_1

mandala_2

mandala_3

mandala_4

2. Другой вариант — отщипывать небольшие кусочки пластилина и создавать мозаичные мандалы . В этом случае хорошо получаются всевозможные узоры и формы.

mandala_5

mandala_7

3. Смешанная техника: в одной мандале используем и гладкую фактуру, и мозаику, и всевозможные колбаски, шарики; можно выкладывать выпуклые узоры поверх гладкого фона.

mandala_8

mandala_9

4. Еще вариант: формируем из пластилина фон, на который зубочисткой наносим узоры.

mandala_10

Что нельзя делать при использовании мандал в работе с детьми

  1. Нельзя вмешиваться в выбор цветовой гаммы, узоров, форм и техники. Ребенок выбирает сам в зависимости от своего состояния и настроения.
  2. Нельзя прерывать процесс другими делами, посторонними разговорами, делать перерыв на обед. Ребенок сам должен решить, когда закончит. Идеальный критерий для завершения — когда работа искренне нравится ее автору.
  3. Нельзя без просьбы ребенка помогать ему, исправлять сделанное.
  4. Нельзя давать советы, критиковать и анализировать работу.

Эти правила распространяются на создание любых видов мандал в работе с детьми.

Завершение процесса

Мандала — это способ отражения впечатлений и состояний человека,  проявление бессознательного, поэтому не нужно анализировать работу ребенка, спрашивать, что он изобразил, и комментировать, что получилось, а что не очень. Однако поговорить о своей мандале ребенок захочет. Как безопасный вариант подойдет творческий, фантазийный взгляд на мандалу: постарайтесь увидеть в узорах ребенка даже больше того, что видно на первый взгляд:

— моря, горы, пустыни, планету, поле цветов, радугу;

— или оттенки настроений: переходы от гнева к спокойствию, радость и грусть;

— разглядите салют или просто праздник, смену времен года, день и ночь;

— что-то совсем простое — грибочек или ягодку.

Подчеркните, что это ваше видение, а сам ребенок или любой другой человек может увидеть в его рисунке что-то совсем другое. Ваш полет фантазии обязательно порадует ребенка и, во-первых, увеличит его самооценку — ведь он и сам не подозревал, что его мандала настолько глубока и многогранна. Во-вторых, подтолкнет к развитию воображения, к умению переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, что, в свою очередь, тоже разовьет креативность. И, в-третьих, узнает, что одно и то же люди могут видеть и воспринимать по-разному, и научится спокойно принимать другую точку зрения.

Мандалы для детей вокруг нас

После знакомства с мандалами, попробуйте поискать их с ребенком в живой и неживой природе – солнце, луна, звезды, цветы (ромашка, одуванчик, подсолнух, розы, анютины глазки, незабудки), зонтичные соцветия, срез ствола дерева, разрезанные лимон, апельсин и яблоко.

Дайте простор вашей фантазии, получайте удовольствие от процесса творения (иначе сказать, от творческого проживания своей жизни) и научите этому вашего ребенка!

Татьяна Гизатова, педагог, арт-терапевт, мама троих детей

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало