Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра

Игры со звуками

Значение этого явления для развития малыша сложно переоценить. Звуки наравне с тактильными ощущениями окружают младенца с самого рождения. Он изучает их и взаимодействует с ними. Звучат и природа, и человеческая речь, и музыка.

Когда мама поет младенцу песенки, рассказывает сказки, приобщает к классическим мелодиям, он, конечно же, не задумывается о физической природе этого замечательного явления. Но даже в эти моменты малыш является активным естествоиспытателем, воспринимая и воспроизводя звуки всеми доступными методами. По мере взросления, в возрасте от полугода до года, добавляются “эксперименты” с погремушками, игрушками-шумелками, барабанами. Ребенок растет, но интерес к такого типа занятиям не пропадает, а даже, наоборот, усиливается при внимательном участии родителей.

20150416125741-sound-waves

Игра «Тихо-громко»

На собственном опыте знаю, что с детьми одного-двух лет на ура идет игра “Тихо-громко”. Для нее достаточно взять погремушку и по очереди шуметь и «молчать», делая все вместе с ребенком и комментируя происходящее. Точно так же можно играть голосом: покричать, а потом не произносить ни слова, пошептать и попищать. Умение владеть своим голосом, издавать и различать звуки разной громкости – все это крайне важно для развития ребенка.

Когда детки уже научились сознательно издавать звуки, очень интересно поиграть с их восприятием. Можно задать следующие вопросы: «Чем человек слышит? Ушами. А где находится эта часть тела? Давай послушаем с закрытыми ушками. Очень тихо? А если закрыть только одно? А давай включим радио и послушаем его в соседней комнате. Тихо? А что происходит, если приближаться к нему? Становится громче.» Подобные эксперименты, хотя и могут казаться глупостью, очень важны. Они увлекают и впечатляют деток, которые могут начать играть таким образом и без вашего участия.

фото 3

В возрасте двух-трех лет мы с дочкой начали обращать внимание, что звуки бывают очень разные: звонкие-глухие-мелодичные-резкие. Сейчас ей четыре года, и нам очень нравится играть с музыкальными инструментами ( у нас есть гитара, фортепиано, флейта, ксилофон, колокольчики). Помимо того, что ей нравится стучать и бренчать, играть в игру “Тихо-громко”, мы слушаем с ней отдельные звуки, обращаем внимание на то, что они бывают разной высоты, говорим о том, что их называют нотами.

Звуковые волны

Чуть позже, лет в шесть, я ей напомню, что воздух – это не пустота, а вещество. Оно может волноваться, подобно воде, в которую бросили камень. Покажу ей волны, расходящиеся кругами от удара по ней. Ведь они очень похожи на звуковые, просто не видны, поскольку воздух прозрачен. Зато их можно услышать. У человека, как, впрочем, и у животных, – есть специальный орган для улавливания звуковых волн – ухо. На воде они уменьшаются и исчезают по мере удаления от источника движения. Точно так же затухают и звуковые волны. Поэтому, чем дальше от источника, тем хуже слышно (помните эксперименты “Тихо-громко”?). Еще молекулы воздуха можно представить толпой людей на площади. Если с одной стороны кого-то толкнуть, то он сделает тоже самое с окружающими, и так далее. Но каждый последующий будет давить на окружающих с меньшей силой, и в итоге все это движение затухнет. Так же затихает и звук.

фото 2

Звуковые игры своими руками

Ну а теперь давайте почувствуем себя изобретателями-инженерами и создадим из подручных материалов несколько “звукогенераторов” и “звукоуловителей”.

Сделаем барабанную установку из перевернутых кастрюль и пластиковых контейнеров. Постучим по ним ложками. Какие звуки они издают? Кстати, подобные барабаны просто незаменимы для отвлечения малышни на кухне. Если у вас ходунок одного-двух лет, которого не с кем оставить, а нужно сделать что-то на кухне, достаточно показать этот “эксперимент”, и полчаса минимум времени у вас есть. И, заметьте, не без пользы для его развития.

фото 5

Давайте сделаем “Шум дождя” из картонной трубочки от фольги, насыпав внутрь крупы и заклеив с двух сторон. Шумит?

Бокалы-стаканы-бутылки, наполненные водой до разного уровня издают при ударе ложечкой звуки разной высоты. Можно даже подобрать уровень воды в семи бутылках так, чтобы звучала гамма.

Музыкальный инструмент можно сделать и из линейки, прижав один край к столу и дергая второй. Линейка будет вибрировать и дребезжать.

Если канцелярскую резинку натянуть на подходящую по размеру коробочку, то получим подобие струнного инструмента.

Из двух пластиковых стаканчиков, в дне которых проделана дырочка, связанных между собой (сквозь это отверстие) хорошо натянутой веревочкой –получится телефон.

600

Подслушивающее устройство делаем из приложенного к стене стакана. Давайте попробуем разобрать, что говорят в соседней комнате, приложив его отверстием к стене, а ухо – к сосуду. Чувствуете себя шпионом?

После занятий не лишним будет расслабиться и посмотреть образовательный мультфильм, где фиксики рассказывают о звуках.

Все вышеперечисленные идеи совсем необязательно реализовывать в одном занятии. Достаточно встраивать одну-две игры в свой обычный день, пару раз в неделю. Важно, чтобы малыш обращал внимание на окружающую его природу, интересовался ее проявлениями. И тогда наступит момент, когда он начнет находить ответы на вопросы и приобретать знания даже без Вашей помощи!

Ольга Лебедкова, биохимик, педагог с двенадцатилетним стажем,  мама трехлетней непоседы

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало