Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

razvitie voobrazheniya_igry

Игры на развитие воображения

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!

Сегодня я хотела бы поделиться с вами играми на развитие воображения. Ведь еще Альберт Эйнштейн говорил, что воображение важнее, чем знание.

Многие со мной не согласятся, но мне кажется, что почти все дети наделены творческим воображением от природы. Только если его не развивать, то оно останется в пассивной форме.

В подтверждение своих слов приведу эксперимент западных ученых:

В течение месяца двум группам близнецов, разделенных по разным помещениям, давали играть конструктор. Первой группе предлагалось строить по схемам, а второй – свободно фантазировать с материалом, делать из деталей все, что хочется. Через месяц обеим группам предложили сделать из того же конструктора объект по собственному замыслу. В первой группе задание вызвало гораздо большее затруднение, чем во второй. Всего месяц – и дети уже привыкли работать по схемам, по шаблонам…

Итак, приемы фантазирования.

Увеличение – уменьшение объекта

Суть приема увеличения — уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

В повседневной жизни или в играх наблюдайте и обсуждайте с малышом вопросы:

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? (свеча, мороженое, воздушный шарик, овощи при тушении)

А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (человек, растения, животные, снежный ком, тесто)

Алиса в стране чудес

Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы:

 — достать до Луны;

— покататься на кошке;

 — сдвинуть звёзды и т. д.

Поиграйте в Великанов (ходьба на цыпочках с высоко поднятыми руками) и Карликов (ходьба на корточках).

С ребенком постарше пригласите в гости невидимого волшебника Увеличения-уменьшения. Вот он прикоснулся к столу, и стол теперь стал размером с комнату… или с дом! Что можно делать с таким столом? Что в этом хорошего, а что плохого? А теперь стол уменьшился и стал размером с ладошку… А что, если увеличилась только одна ножка у стола?…Обсуждайте. Можно слепить или нарисовать необычные предметы.

Деление – объединение

Прием предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на то, что объекты окружающего мира состоят из составных частей. Сначала называйте сами, потом предлагайте ребенку самому назвать, из чего состоит автомобиль, тело человека, из чего вы вместе будете делать тесто для пирога и т.п.

Ребенок с мамой на кухне

Игра «Звери спрятались»

Эта игра очень нравится детям.

Выберите несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку. Чем старше ребенок, тем больше может быть игрушек, в том числе и не очень знакомых.

Малышу до 1,5-2 лет покажите игрушки, которые будут с ним играть – «прятаться», и уберите их, чтобы ребенок мог определить игрушку именно по ее части, а не глядя на оставшиеся. С детьми постарше можно сразу приступать к «пряткам».

Сделайте ширму из стула, столика, можно даже использовать большую книгу. Прячете игрушку и показываете только кусочек. Ушки, хвостик, лапку или спинку. Угадает ли ребенок, кто это высунулся?

Если нет, то внимательно рассмотрите игрушки вместе, обратите внимание на цвет, форму, характерные особенности игрушки и попробуйте поиграть еще раз. Обязательно поменяйтесь местами, пусть теперь ребенок прячет игрушку, а вы «пытаетесь» угадать.

Пригласите в гости волшебников Деления и Объединения. Вот Волшебник Деления коснулся машинки, и она распалась на кузов, колеса, двери, двигатель… а Волшебник Объединения соединил колеса и 2 цветных карандаша. Попробуйте сконструировать необычные предметы, слепив их пластилином или связав веревочкой. Что получилось? Для чего нужен новый предмет?

Оживление —  окаменение

В повседневной жизни оживляйте различные предметы, разговаривайте с ребенком от имени ложки или ножниц, придавайте им человеческие качества, рассказывайте об их «чувствах», побуждайте ребенка включаться в вашу игру, разговаривать от лица предметов.

Ребенку постарше предложите изобразить какой-то предмет. Пусть мама станет чайником, а малыш чашкой. Рассказывайте, что думают ваши предметы, общайтесь между собой. Психологи этот приём называют «Эмпатия»,- умение посмотреть на мир, на себя глазами другого, умение почувствовать внутренний мир другого.

Обратите внимание ребенка на прием оживления материала в книгах (живое дерево — Буратино, живые овощи — Чипполлино, живое тесто — Колобок, живой снег – Снегурочка)

Чтобы наглядно увидеть прием окаменения, заморозьте воду в холодильнике, можно опустить в воду живые листочки и понаблюдать, что с ними стало, когда вода замерзла.

Поиграйте в известные игры Замри-отомри, Море волнуется раз… Можно превратиться в птичек, которые весело летают, но когда приближается кошка, замирают на месте, чтобы она их не заметила.

Обсудите с ребенком на прогулке, что было бы, если бы Волшебник окаменения коснулся бабочки или кузнечика? А что, если каменной стала постель?

Важно, чтобы ребёнок смело оживлял неодушевлённое, и, наоборот,- мог «живое» превращать в неодушевлённое.

Преобразование признаков времени

 Фантазирование основано на изменении признаков времени. Для преобразования берутся разные свойства времени: ускорение и замедление, перепутывание, остановка, обратный ход, машина времени.

 В повседневной жизни обсуждайте с ребенком ход времени: используйте понятия сегодня, вчера, завтра, познакомьтесь с временами года и днями недели. Для наглядности можно повесить на стену «паровозик времени» с названиями дней недели, и каждый день обращать внимание ребенка, какой день сегодня, закрепляя соответствующий указатель.

Рассказывайте ребенку о его раннем детстве: он не умел говорить, учился ходить, еще раньше ползать, до этого только лежал и переворачивался.

Поговорите о том, что будет, когда малыш подрастет – пойдет в сад, школу, на работу.

 Игра «Малыш-ребенок-взрослый»

 Взрослый дает команды ребенку: Малыш – ребенок ползает или лежит на спинке и дрыгает ногами; Ребенок – бегает, прыгает; Взрослый – спокойно ходит, можно надеть какой-либо предмет одежды (очки, шляпу) или взять портфель.

 Обсуждайте последовательность привычных действий: чистка зубов – взять щетку, намочить, выдавить пасту, почистить зубы, прополоскать рот, вымыть щетку, поставить на место. Попробуйте в качестве игры делать повседневные действия очень быстро или медленно. Что получается? А если попробовать в обратном порядке?

Обращайте внимание ребенка на жизненные циклы растений, животных. Наблюдайте за растениями на подоконнике или на улице, вырастите вместе с ребенком какое-либо неприхотливое растение, например кресс-салат.

Надеюсь, что игры на развитие воображения понравятся вам и вашему ребенку, сделают ваш мир немного ярче!

Еще больше игр и идей для развития творческого мышления детей от 0 до 5 лет вы найдете в книге  «Окошко в творчество».

Вам также может быть интересно::

Комментарии ( 2 )

Опубликуйте ваше мнение

В начало