Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра псд

Идеи для прогулок под осенней листвой

За окном – золотая осень. Мы со старшей дочерью ловим момент , когда можно пошуршать ногами по опавшей листве. А вот младшему сыну нужен какой-то смысл, результат от таких прогулок. Поэтому он с удовольствием собирает листья для гербария и игр, выискивает среди листьев желуди и шишки для поделок. А если у нас с дочерью накануне нашлись свободные минутки подготовить для него мини-квест, то его восторгу и вовсе нет предела! Итак, давайте рассмотрим все наши «лиственные» идеи по порядку.

image 1

Занятия и игры с листочками

Наш гербарий – это самодельный мини-учебник по деревьям. В нем есть подписанные листья-образцы. Их приходится периодически заменять, так как заниматься их засушиванием по всем правилам у нас нет ни терпения, ни желания. А обычные подобранные с земли листья со временем ломаются и рассыпаются. Раньше на его страничках были только картинки соответствующих деревьев, но сейчас сын начал учиться читать, и мы дополнительно подписали их названия. А еще на обороте мы храним подготовленные задания к квестам или идеи для будущих: загадки, стихи типа «Доскажи словечко» и задачки, чтобы время от времени его отдельные этапы можно было повторить или видоизменить. По знакомому материалу сын, конечно же, выполняет задание лучше, да и удовлетворения получает больше.

Когда нам просто хочется прогуляться, я стараюсь давать сыну разные задания , чтобы не заскучал. Периодически прошу собрать листья разных деревьев, тогда его задача – вспомнить от какой ветки «детка». Если память подведёт, то потом в гербарии можно найти страничку с аналогичным листиком и освежить знания.

IMG_20161009_105706
Иногда предлагаю собрать листья различных цветов и оттенков. Здесь вариантов заданий несколько: например, разложить последовательность от еще зеленого, наименее увядающего, к самому старому. Это можно сделать, используя листья одного дерева. А если они разные, то еще и попрошу подытожить, на каком дереве «живут» дольше, или у какого – желтеют, а у какого – краснеют. Еще один вариант – подарить маме желтый букет из листьев, а сестре – красный и т.п. Иногда предлагаю сыну самому выбрать задание. Больше всего ему нравится «писать» слова с помощью листьев: свое имя, «мама» или даже «молодец»!

В этом году мы решили провести маленькие исследования: выяснить, до какого самого маленького и самого большого размеров могут вырастать листья (в том числе у одного дерева). То есть на каждой страничке гербария у нас должна была быть пара – «великан» и «карлик». Каждый раз после прогулки мы планировали сравнивать их величину, а в конце осени измерить линейкой и записать итоговые результаты. А дочка обещала помочь вычислить средний размер. Надеюсь, что следующей весной при помощи линейки получится определить, когда листья на дереве достигнут «взрослого» размера, а также продолжительность их «детства».

SAM_1960
Осенние сказки собственного сочинения

А еще мы любим придумывать истории. Недавно я напомнила, какую сказку мы сочинили однажды с дочерью, когда из-за болезни ей пришлось любоваться красками осени из окна. Теперь дети с улыбкой вспоминают ее снова и снова. Наше семейное творчество по мотивам известной русской сказки звучит примерно так.

В один пригожий осенний денёчек девочка Ксюша ждала маму из магазина. А ее все не было и не было. Наконец мама вернулась, да не одна, а с маленьким желтым листочком. И рассказывает: «Иду я по дороге, иду, и вдруг мне прямо на голову сваливается такое чудо». И протягивает листик дочери.
Взяла Ксюша его в ручки, смотрит, а он в крапинку: «Да ты же ветрянкой болеешь, кто же тебя гулять выпустил?» А листик ей и отвечает: «А я от дедушки ушел и от бабушки ушел!» Ксюша строго спрашивает: «А если бы ты встретил зайца? Он бы тебя позвал: «Листик, листик, иди ко мне в домик!» А тот не растерялся и отвечает: «Нет, заинька, давай я тебе песенку спою!» И запел: «Я – березовый листок, я по веткам прыг да скок. Я от дедушки ушел и от бабушки ушел. А от тебя, заинька, и подавно убегу!»

Подобный  диалог состоялся и с другими героями сказки – волком и медведем. А завершилась она вот как.
Ксюша говорит: «А я – лисичка Ксюша. Пойдем ко мне, я тебя вылечу!» Поверил ей листик и пошел с ней. А она его вылечила, и стали они жить-поживать, да добра наживать.

Вот такой замечательный позитивный финал получился у нашей сказки. А у сына героями историй чаще становятся листики-пришельцы то с других планет, то со «дна океана». Жаль только, что не всегда хватает сил и времени их «увековечить».

IMG_20161009_105501
Рисование

Придя домой с «урожаем» листьев, мы можем заняться и изобразительным творчеством. Сначала идеи предлагала сама – например, сделать для них «комнатку». Достаю бумагу, клей, фломастеры, и вот уже ребенок занят творческим процессом, а я – домашними делами. Через несколько минут мне демонстрировался «шедевр» – на листе бумаги нарисовано несколько кроватей, на которых лежат больные листочки. Одному гусеница бочок откусила, у другого носик заболел, а третий – хвостик потерял! А Лисичка-Ксюша обещала всех вылечить!

IMG_20161009_105015
Чтобы продлить «занятость» ребенка, меня осеняет новая идея: чтобы больным было весело, здоровые листики решили их навестить. Они принесли краски, изрисовали себя от хвоста до макушки и даже на стенах отпечатки оставили. И демонстрирую, как здорово делать цветной отпечаток листиком на бумаге. Это сработало, и еще четверть часа листики красили «стены в больнице», а также еще много-много чьих-то белых домов.

IMG_20161009_105824
Сейчас уже идеи для творчества из листьев и природных материалов дети ищут сами, в чем им помогает интернет. То сюжетную картину придумают, то просто красивый узор.

Квесты

Это одно из самых любимых занятий сына. Так как это требует от меня времени на подготовку заданий и выбор маршрута, квесты мы проводим не часто. Хотя старшая дочь с удовольствием помогает и задания подобрать, и реализовать план на месте: незаметно разместить записочки, помочь или отвлечь брата в нужный момент.

SAM_1957
В задания для осенней прогулки можно включать все что угодно – загадки, выполнение физических упражнений, ориентировку в пространстве, логические или математические задачки. Мы стараемся, чтобы их «героями» были подручные (точнее «подножные») материалы для облегчения их решения – те же листья, веточки, плоды. Сын всегда приходит в восторг, просит увеличить количество заданий в следующий раз. В конце искренне радуется призу, что бы это ни было – пусть даже разгаданный кроссворд.
Без сомнения, польза от таких совместных прогулок огромна: это и развитие ребенка, и радость от совместного общения и, конечно же, поддержание здоровья. И поверьте – они стоят гораздо дороже затраченного на них времени!

Татьяна Вербицкая, опытный педагог и мама двух «вытворяшек»

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало