Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

triz_zanyatiya

Главный «секрет» развивающих занятий (из личного опыта ТРИЗ-педагога)

ТРИЗ-педагогика вызывает огромный интерес у родителей и педагогов. Это не удивительно, ведь она открывает широкие возможности для умственного развития детей: свободного, гибкого, креативного, нестандартного. Но обилие непонятного материала и специфических терминов зачастую обескураживает, вызывает страх что-то сделать «неправильно», нежелание вникать и использовать, отказ от технологии. По большей части это обусловлено наличием усвоенных стереотипов, шаблонов и привычного стиля мышления самих взрослых. Все непонятное страшит и  тормозит развитие новых мыслительных качеств.

Основной вопрос, который возникает после ознакомления с материалами: «Как?» Как всю эту информацию ввести в повседневную жизнь? Как сформировать целостную систему развивающего пространства? Как, когда и каким способом предлагать ребенку знания, чтобы активизировать его мыслительную деятельность?

Как найти подход к методике

ТРИЗ-педагогика — это не просто набор «странных» игр и упражнений, а, в первую очередь, принципиально новый подход к самому процессу обучения, это кардинальное изменение позиции взрослого по отношению к ребенку. И это вызывает еще большее затруднение.  В конце концов, с непонятными играми и терминами можно разобраться, а в крайнем случае просто брать готовые материалы и действовать строго по написанному сценарию. Но такой подход зачастую не вызывает полного удовлетворения. Многие на интуитивном уровне чувствуют, что это только «верхушка айсберга», все самое нужное и полезное остается за гранью видимого, технология не используется по максимуму.

Значительно полезнее понять и усвоить сам подход к взаимодействию с ребенком, а игры и упражнения — дело наживное. Если есть четкая картинка, как сделать общение с малышом наиболее продуктивным, творческим, развивающим, то внесение соответствующего содержания — это уже вопрос техники.

triz_zanyatiya_2

Мое знакомство с системой

Впервые о ТРИЗ я услышала в 1992 году на курсах повышения квалификации. Вернулась к детям воодушевленная и полная решимости сразу же заняться внедрением этой технологии в педагогический процесс. И, как многие, столкнулась с вопросом, как совместить традиционную систему образования с новым направлением развивающего обучения. Полученная информация еще не успела переработаться и усвоиться, в голове был хаос из незнакомых слов, необычных игр, нестандартных приемов. Кроме того, система общественного образования характеризуется наличием строгого планирования и утвержденных методичек. Как быть?

Я пошла по пути постепенного внесения изменений в педагогический процесс. Проанализировала, в чем самое основное отличие ТРИЗ-технологии, и что я могу использовать уже сейчас. Постепенно, по мере изучения и глубокого освоения методов и приемов, дополняла свою деятельность играми и упражнениями из арсенала новой для меня системы.

Принципиальное отличие ТРИЗ-педагогики от традиционной заключается в том, что любые знания преподносятся детям в виде задач, стимулирующих мыслительную деятельность и познавательную активность. (ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач) То есть самое главное условие — не давать информацию в готовом виде, не навязывать известных решений, не преподносить теорию сверх необходимого.

Первый опыт использования ТРИЗ

До сих пор помню свое самое первое занятие, проведенное по новой методике. Это было познавательное занятие по ознакомлению со свойствами ткани. Согласно методичке, нужно было принести разные виды этого материала и рассказать о них, дать детям пощупать, обговорить различные свойства и качества. Я подумала: «А как можно «перевернуть» занятие таким образом, чтобы не я рассказывала детям, а они сами могли сделать свои выводы?»

Для этого я заготовила большое количество лоскутков: ситец, батист, фланель, трикотаж, драп и другие, сдвинула столы в один большой стол, рассадила детей по кругу. На середину вывалила вперемешку всю эту гору ткани. Предложила поиграть в ателье. К нам «пришла» кукла, которая хочет обновить весь свой гардероб. С чего начнем? С нижнего белья — трусиков и майки. Предложила детям выбрать и обосновать, из какой ткани их можно сшить и почему. Конечно, названия тканей я должна назвать сама, так как общепринятые названия дети сами не смогут узнать. А вот отобрать материалы по фактуре и качеству дети способны сами.

Затем они искали ткань для платья и пальто. Занятие прошло очень увлекательно, творчески и продуктивно. Выбранные лоскутки дети вставляли в вырезанные мной открытки-трафареты одежды (эта игра пополнила копилочку наших настольных игр).

triz_zanyatiya_1

Когда все элементы одежды были подобраны, дети сообщили кукле, что теперь ткань нужно раскроить и сшить. Я заранее договорилась с мамой одного воспитанника, что она сошьет комплект одежды для нашей «клиентки». И когда через несколько дней одежда была готова, кукла «пришла» на примерку. Радости детей не было предела! Они сами вновь и вновь обговаривали и хвалились тем, как хорошо подобрали ткань: трусики тонкие — удобно носить и стирать, а пальто плотное — не продувает, хорошо сохраняет тепло.

Сделать занятие творческим — не сложно

Как видите, трансформировать методику обучения не так уж и трудно. Просто прежде, чем предлагать ребенку какие-то готовые знания, стоит подумать, что из них можно представить в виде задачи, которую ребенок сможет решить через собственную практическую деятельность? Какую часть информации необходимо сообщить взрослому, так как это общепринятые термины, и ребенок самостоятельно их не «придумает»?

Конечно, на первых порах, возможно, вам самим придется довольно вдумчиво и внимательно анализировать информацию, с которой вы собираетесь познакомить ребенка. Но навык вырабатывается постоянными повторениями. С каждым разом вам будет все легче и легче находить практические задачи в теоретическом материале.

Чтобы попрактиковаться в поиске открытых творческих задач, приглашаем вас на открытый ТРИЗ-интенсив «Где «прячутся» открытые задачи?». Вы познакомитесь с теми возможностями умственного развития ребенка, которые можно найти в разнообразной детской деятельности, а также сможете попробовать организовать такую деятельность сразу по ходу курса.

Елена Рябинина, сертифицированный специалист 2 уровня МА ТРИЗ, педагог дошкольного образования с 30-летним стажем.

Вам также может быть интересно::

Комментарии ( 12 )

  • Спасибо! Действительно поначалу трудно перестать «учить» и выстроить, прежде всего у себя в голове, как игра должна проходить. Еще раз спасибо за поддержку и пояснения.

  • Наталия, согласна: собственное мышление ох как трудно иногда перестроить. Но новые навыки вырабатываются регулярными упражнениями. Если есть желание, то все возможно!

  • Как Вы думаете, можно ли использовать ТРИЗ в обучении иностранным языкам. Если да, то в каком виде? Поделитесь парочкой примеров для наглядности, пожалуйста. Заранее спасибо.

    • Светлана, я не являюсь специалистом по обучению иностранному языку. Предполагаю, что методы и приемы ТРИЗ можно использовать так же, как используют учителя-логопеды. Например, активно используются круги Луллия для составления предложений, морфологические таблички для составления слогов, всевозможные модели и схемы. Вы можете ознакомиться с играми и упражнениями из арсенала ТРИЗ-педагогики и прикинуть — как их можно использовать в своей деятельности.

  • Елена, добрый вечер. Я тоже в своей работе реализую ТРИЗ технологию. В 2011 году я была в г. Нягань на стажировке, и ваша фотография пособия для признаков Кораблик, мне очень знакома. То есть у меня есть точно такой же снимок только чуть с другого ракурса, вот теперь я с огромным интересом хочу у вас узнать, вы были на этой же стажировке, или вы работали в этом саду, т.к. мое фото и ваше выполнено в один и тот же день, на пособии Эвроритм те же картинки с объектом тарелка. Мне просто очень интересно))))

    • Наталья, рада приветствовать коллег-единомышленников! В Нягани я не была, снимок взят из интернета. Статьи верстаются дизайнером, чтобы они были в одном стиле и формате сайта. Было бы очень интересно узнать побольше — это была площадка А.А.Нестеренко или Т.А.Сидорчук? Какие у вас впечатления от стажировки?

  • Елена, добрый вечер! На стажировку в Нягань приезжала Сидорчук Т.А. И у нас в Югорске она тоже бывала. Впечатления самые яркие и лучшие, я на стажировке делала много записей и фото, даже сейчас закрыв глаза могу вспомнить всё, какие фото сделала там и что записывала, вот поэтому фото с вашего сайта я сразу узнала. В этом году мои коллеги из нашего сада ездили на конференцию в Ульяновск, и пригласили к нам для проведения мастер-классов педагогов — тризовцев, правда не знаю кто именно приедет. Но все же думаю будет очень интересно и познавательно. Спасибо вам за ваш сайт)))

    • Наталья, спасибо! По Признакам у Татьяны Александровны самые лучшие материалы для работы с дошкольниками! Очень интересный опыт работы ее экспериментальных площадок. Наверняка уже и новые разработки есть, так что действительно будет познавательно и интересно. Буду рада, если захотите поделиться своими впечатлениями — напишите мне в ВК или на почту.

  • Вау! Я тоже только начинаю знакомиться с данной методикой. Моим деткам на следующей неделе 4 года исполняется, думаю я вовремя увлеклась такими потрясающими играми.
    Про ткань и одежду просто восхитительная идея. Точно сделаю такую игру и домой и в сад предложу воспитателю. Спасибо!

    • Олеся, удачи и успехов вам в освоении ТРИЗ! Эта технология интересна, увлекательна и очень полезна и детям, и взрослым. Делитесь своими успехами!

Опубликуйте ваше мнение

В начало