Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

na-chto-pohozhe_2

Что на что похоже: уроки воображения. Часть 2

В предыдущей статье мы говорили о психическом процессе, который присутствует только у человека — воображении, о его важности в жизни и ребенка, и взрослого. Уметь ассоциативно видеть в одних предметах и явлениях образы других — это показатель уровня развития этого психического процесса и одновременно способ его совершенствования. Поэтому мы искали сходства в живой и неживой природе, создавали новые виды животных и изобретали технику на основе сходства с объектами естественной среды. Но не только в ней можно искать сходства. Оглядев свой дом или квартиру, тоже можно дать волю фантазии.

Идем сходства у себя дома

Лишь недавно я взглянула по-новому на ковер, который висел у бабушки в спальне. И оказалось, что на нем вовсе не инопланетные человечки и сказочные цветы, как мне представлялось в детстве, а обычные геометрические формы.

И ваш малыш может порассматривать узоры на обоях, линолеуме. До сих пор ловлю себя на том, что пытаюсь придумать какой-нибудь образ каплям, остающимся на горизонтальной поверхности раковины после того, как закрывается кран. Мыльная пена, которой вы заполняете ванну  для ребенка — это почти те же облака, похожие на все что угодно, но до них еще можно и дотронуться.

Огненные очертания и театр теней

В детстве мы с сестрой, две юные пироманки,— любили смотреть на пламя свечи. А еще нам нравилось жечь бумагу и, расположив бесформенный сожженный комок между свечой и стеной, находить разные образы, которые давала тень от него. Мы поворачивали поднос с одной и той же бумагой так и этак и каждый раз находили новые «похожести». А как насчет теневого театра, когда можно строить с малышом из пальцев разные неопределенные фигуры и угадывать, на что они похожи? Здесь можно использовать обычную лампу.

Игрушки-заместители

Чаще предлагайте ребенку для сюжетной игры наряду с обычными игрушками, представляющими реальные предметы, и игрушки-заместители. Например, палочка может исполнять роль и градусника, и ложки, и лодки, в зависимости от конкретной игровой ситуации. Предметами-заместителями могут быть коробки, бусины, катушки, желуди, шишки, фантики.

Что бы это могло быть?

Поиграйте с малышом в игру, где нужно придумать самому обычному предмету разные применения ему несвойственные, вплоть до фантастических. Например, расческу можно использовать как вилку, наматывая на нее спагетти, как грабли, как забор для дома лилипутов или как вставную челюсть. Такие игры на поиск скрытых ресурсов предметов активизирует гибкое творческое эвристическое мышление.

Ищем «похожести» у разных вещей

А теперь попробуйте придумать с малышом, чем похожи два любых совершенно произвольных предмета, которые первыми пришли вам в голову и которых, казалось бы, ничто не объединяет. Например, что общего у книги и птицы? Может быть, то, что у книги много страниц, а у птицы много перьев? А самолет и карандаш? Второй оставляет след на бумаге, а первый тоже оставляет след, но в небе. Они схожи по форме, оба сделаны человеком. А еще?

Распечатайте самые разные картинки и играйте, как в домино. Положите их лицевой стороной вверх, перемешайте. Положите любую картинку в центр стола. По очереди вытягивайте карточки и, присоединяя к предыдущей, сочиняйте, что объединяет две лежащие рядом картинки. Можно испробовать и более высокий, но не менее интересный и захватывающий уровень сложности: искать сходства уже у  трех разных предметов.

Фрукты, похожие на части лица

Видели ли вы картины Джузеппе Арчимбольдо, художника, который писал портреты из овощей и фруктов? Он использовал сходство частей лица и форм растений.

na-chto-pohozhe_14

na-chto-pohozhe_16

na-chto-pohozhe_15

Попробуйте с малышом также создать подобные вкусные портреты. Вот что получилось у нас.

na-chto-pohozhe_17

Параллельно изучаем эмоции

Это будет и неплохой тренажер по распознаванию эмоций для ребенка. Попросите его изменить выражение лица на тарелке на грустное. Для этого предложите перед этим самому на своем лице изобразить печаль и посмотреть на себя в зеркало. Изобразите эту эмоцию и на своем лице. Обратите внимание малыша, как меняются уголки губ, линия бровей. То же самое сделайте относительно эмоции удивления, злости. Можно проделать и обратные операции. Вы производите изменения на тарелке, а малыш отгадывает, что чувствует овощной человечек.

А еще можно из еды конструировать объемные фигурки.

na-chto-pohozhe_18

na-chto-pohozhe_19

na-chto-pohozhe_20

А теперь пройдитесь по дому и соберите самые обычные предметы обихода, которыми мы пользуемся ежедневно. И вдохните в них новую жизнь, например, вот так.

na-chto-pohozhe_36

na-chto-pohozhe_35

na-chto-pohozhe_38

na-chto-pohozhe_37

Малыш в роли волшебника

А еще можно положить перед ребенком лист с нарисованными на нем разного размера кругами. Теперь пусть малыш превратится в волшебника, вооружившись волшебной палочкой-карандашом, и превращает их в самые различные предметы. То же самое проделайте с другими геометрическими фигурами. Круг — это рыбка, глаз, снеговик. Квадрат — телевизор, аквариум, печенье. Треугольник — колпак, наконечник стрелы, кусок пиццы. И еще многое-многое другое. Чем больше решений ребенок сможет найти,  и чем оригинальнее  они будут, тем лучше.

na-chto-pohozhe_39

Предложите малышу и более сложные варианты для дорисовывания.

na-chto-pohozhe_33

na-chto-pohozhe_34

В изостудии, где я работаю, дети любят заполнять лист любыми произвольными замкнутыми линиями, потом обменяться с соседом и превращать, превращать, превращать…

Сделайте с малышом отпечатки пальчиков, ладошек, стоп, опустив их в краску, и тоже дорисовывайте до целостных предметов и даже сюжетов.

na-chto-pohozhe_41

na-chto-pohozhe_42

na-chto-pohozhe_43

na-chto-pohozhe_44

na-chto-pohozhe_45

Все нетрадиционные техники рисования несут очень большой потенциал для развития воображения. Монотипия — один из таких способов. Пусть ребенок нанесет на оргстекло (или на клеенку, полиэтилен, файл) пятна краски, затем приложит листок и приподнимет. И вот уже есть, где развернуться фантазии. Здесь можно увидеть и волшебный лес, и диковинных зверей. Если малыш захочет, пусть добавит необходимые на его взгляд детали в соответствии с образами, которые появились в его голове.

na-chto-pohozhe_46

na-chto-pohozhe_47

Разрешите себе и ребенку творить

Наблюдайте, творите, фантазируйте! Возводите воображение на более высокую ступеньку развития. Ведь воображение помогает узнавать лучше этот мир, обогащает личность и помогает ей развиваться. Большинство предложенных в статье игр связаны с художественным творчеством. А это очень близко малышам. Поэтому они с большим желанием и интересом включатся в игру. В следующей статье мы отправимся на поиски креативных ответов на вопросы: «На что может  быть похожа музыка? А слова? А сам ребенок?»

Завершить статью хочется вот этим стихотворением.

На свете все

На все

Похоже:

Змея —

На ремешок

Из кожи,

Луна —

На круглый глаз

Огромный,

Журавль —

На тощий

Кран подъемный,

Кот полосатый —

На пижаму,

Я — на тебя,

А ты —

На маму.

(Роман Сеф)

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Комментарий ( 1 )

Опубликуйте ваше мнение

В начало