Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

миниатюра часть 3

Чему служили пиктограммы и рельефы в искусстве первобытных людей

Мы завершаем серию статей, посвященных временам первобытных людей, их творчеству, материалам и сюжетам наскальных рисунков. В прошлой публикации речь шла о том, что и как древние люди изображали на стенах пещер. А сегодня мы узнаем, как развивалась первобытная живопись и чему она служила.

Рисунки-послания

Сначала покажите ребенку два рисунка и спросите, какой из них был сделан раньше, а какой — позже.

12 13 -2
А вы сами как думаете? Второй более ранний, так как в нем меньше мастерства и детализации? А вот и нет! Эта работа принадлежит людям, стоящим на эволюционной лестнице на ступеньку выше. Удивлены? Вместе с ребенком найдите отличия между ними. Самое главное – это появление людей в композиции. Человек осознал себя и занял достойное место на картине.

Обсудите, что изображено на этих рисунках. Какое описание длиннее? На первой фотографии мы видим оленя. А на второй — сцену охоты: люди окружили стадо, они стреляют в бизона из лука, один из охотников, вероятно, затоптан животным в неравной схватке… Здесь целая история, рисунок-рассказ. Какова была его цель? Зачем древние люди начали создавать такие картины? Чтобы передать информацию своим соплеменникам, поведать об охоте детям, оставшимся в пещере. Поэтому рисунки изображались быстро, схематически, с использованием краски только одного цвета; и называются они пиктограммами.

14 - 16

Как еще люди могли передать друг другу информацию, ведь они не умели разговаривать. Жестами? Верно. Можно поиграть с вашим юным исследователем, загадывая друг другу фразу и изображая ее жестами. Например: «Я хочу есть», «У меня болит нога», «Я охотился на огромного мамонта».
Предложите ребенку задачку. Первобытному племени нужно срочно покинуть пещеру, потому что рядом поселились саблезубые тигры. Но не все соплеменники «дома». Как предупредить тех, кого нет, об угрожающих «соседях» и о новом месте жительства? Тут жесты не помогут. Зато рисунок-послание как раз и предупредит об опасности, и подскажет, куда «переехало» племя.

Предложите ребенку подготовить для вас такой же рисунок с историей. Это может быть сцена первобытной охоты или событие из его жизни. На картинке обязательно должна присутствовать фигура человека, а изображение быть силуэтным и одноцветным.

Человечество еще очень долго пользовалось письмом-пиктограммой. До тех пор, пока пиктограмма быка (алеф), к примеру, не упростилась настолько, что превратилась в букву А. Вот так постепенно рисунки-истории древних людей положили начало письменности.

17

Превращение букв в рисунки и — наоборот — поиск в картинке очертания букв — достаточно увлекательное занятие для детей. Возьмите инициалы вашего ребенка и дорисуйте что-нибудь таким образом, чтобы буква все же была узнаваема. При этом изображение должно рассказывать о событии в вашей жизни. Догадается ли ребенок, о чем и о ком эта пиктограмма?

18- 1

Загадочная Пещера рук

Расскажите ребенку о найденной в Аргентине Пещере рук, все стены которой покрыты отпечатками ладоней. Вместе подумайте, что бы это могло значить? Зачем это делалось?

19

Ученые выяснили, что отпечатки принадлежали рукам подростков. Вероятно, это был какой-то ритуал, символизирующий переход ребенка в период взрослости. В основном, на стене изображены левые ладони. Почему? Да потому что инструмент для рисования держали в правой руке. Использовали всю ту же костяную трубку. Но теперь уже набирали в рот краску и выдували ее через эту трубку, разбрызгивая по контуру своей ладони.

Как ваш ребенок может нарисовать свою руку? Просто обмакнет ладони в краске и сделает ими отпечаток. Или, как первобытный художник, приложит свою руку к бумаге, а вокруг нее будет разбрызгивать сок свеклы, выдувая его из трубочки (куриной косточки или соломинки для коктейля).

Рельефные рисунки

Спросите юного исследователя, можно ли создать изображение на скалистой поверхности без красок, вообще без всего, что может оставить цветной след? И рассмотрите следующие фотографии.
Изображения выпуклые, объемные. Их высекали острыми инструментами, сделанными из камня. И это уже не живопись, а рельеф.

20

Предложите ребенку выцарапать камешком на булыжнике свой рисунок. Рельефности он, конечно, не добьется, но пропитается духом первобытного творчества. Зато выпуклости можно достичь с помощью тиснения на фольге. Положите ее на фетр или другую плотную, но достаточно мягкую ткань. И камешком округлой формы (не острым) сделайте рисунок, продавливая линии. Понравилось? В качестве «холста» можно использовать и фольгу, которая служит одноразовыми крышечками для пластиковых стаканчиков с молочными продуктами.

21 22

Где еще можно оставить рельефные изображения? На одноразовой посуде или потолочной плитке из вспененного полистирола. В качестве кисточки возьмите, например, затупившийся карандаш или другой инструмент с округлым концом.

22 23 24

На этом мы заканчиваем цикл статей о первобытном творчестве людей. История человечества таит в себе немало загадок, открывать которые так захватывающе! Поэтому в следующий раз мы обратимся к искусству Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.

Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог

Вам также может быть интересно::

Нет комментариев

Опубликуйте ваше мнение

В начало