Выберите свой стиль

Выберите макет

Цветовая схема

kak-hvalit-za-tvorchestvo

Баллада о крокодиле и ракете или как хвалить ребенка за творчество

У Евгения Новичихина есть стихотворение «Скульптор».

Из пластилина я слепил большого крокодила.
Меня и папа похвалил, и мама похвалила.
 Сказала мама:

– Ну и сын!
Прекрасный вышел апельсин!
А папа:

– Умник! Это – отличная ракета!

Это стихотворение часто всплывает у меня в голове, когда речь заходит о похвале ребенка за рисунки и другое творчество. Я уже писала однажды о похвале в статье «Не говорим «Молодец» или Как хвалить ребенка». А сегодня мы поговорим о том, какими словами хвалить ребенка за его творческие порывы.

Почему «Молодец» не годится?

Порой мне приходится слышать, что родители слишком часто прибегают к словам «Молодец» и «Умница», стремясь поощрить ребенка за что-то. Вот он освоил горшок — молодец, ест кашу ложкой — умница. А потом эти же слова ребенок слышит, когда приносит свой рисунок маме, или пластилинового зверя папе. Ребенок, уже твердо усвоивший в каких случаях он «молодец и умница», может встать в тупик: ведь его произведение не имеет ничего общего ни с горшком, ни с кашей. Вот и получается, что родитель, сам того не желая, сравнил творение своего чада с бытовыми вещами. Такое сравнение на подсознательном уровне может обидеть малыша и никак не стимулирует его желание творить.

03Особенно не годятся общие слова (молодец, как красиво) для поощрения нескольких детей. У ребят может создаться впечатление, что их сравнивают друг с другом, ведь они оба «молодцы», хотя сделали совершенно разные картины или поделки. Поэтому так важно научиться индивидуально хвалить каждого ребенка за творчество.

Мелочи решают всё!

hvalim-rebenka-pravilno_2Когда ребенок торопится показать вам свою поделку, лучше отвлечься от всех своих дел и присесть рядом с ним. Ведь похвалить ребенка надо так, чтобы он почувствовал ваше уважение к его работе. Присмотритесь к рисунку или поделке малыша.

Вы наверняка обратите внимание, что сегодня ребенок увлекся ярко-синим цветом, или у пластилинового зверя удивительно длинным получилось одно ухо, а может быть одно крыло бумажного самолетика сегодня сложено особенно ровно. Именно внимания к деталям и ждет от родителей ребенок.

Он зорко наблюдает, заметили ли мы его успехи, ведь все недостатки поделки он хорошо знает и без нас. Скажите ему: «Мне нравится цвет, который ты выбрал для картины», «Сегодня у тебя много прямых линий на рисунке», «Я вижу, что ты сегодня слепил много аккуратных «колбасок», чтобы сделать эту поделку».

Так апельсин или ракета?

Детское искусство далеко от наших представлений о реальности. Мы, взрослые, широко используем шаблоны: они помогают нам понимать друг друга, но в то же время сдерживают наши творческие порывы. Детское творчество еще ничем не ограничено, поэтому нам бывает сложно понять, что хотел изобразить ребенок, и тогда мы пытаемся угадать, как в стихотворении: апельсин или ракета?childs drawingМой опыт показывает, что дети расстраиваются, когда родители неправильно понимают, что изображено на рисунке или кого они слепили. «Конечно же это тигр! Как можно не узнать его!», — сердятся малыши, которым в своем творении понятно абсолютно все. А в его сознание может закрасться мысль: «Значит, я плохой мастер, раз не смог сделать так, чтобы было похоже».

Еще одну показательную историю мне недавно рассказала одна коллега. Ее трехлетний сын слепил типичную голову зайца: круг и два свисающих уха. И только в процессе разговора мама выяснила, что это… колобок с ушами, и заяц здесь не при чем.

Поэтому, если вы не понимаете, что изобразил малыш, лучше не угадывать, а ограничиться описанием того, что вам понравилось: цвет, форма, брызги, сочетание пластилина, аккуратность. А еще лучше просто послушать, не перебивая, рассказ ребенка о своей картине или поделке, задав для начала несколько наводящих вопросов: «Как его зовут?», «Где он живет?», «Что любит делать», «Кто у него мама и папа?».

Пока не требует поэта

Детское творчество имеет самые разнообразные формы, и хвалить ребенка необходимо за все его творческие порывы. Не является исключением и сочинение стихов. Мы, взрослые, взахлеб читавшие Пушкина, увлекавшиеся поэзией Блока, Пастернака и Ахмадулиной, конечно, видим простоту и бесхитростность первых детских стихов. И как, порой, хочется рассмеяться над рифмами малыша…

Вспомните, что перед вами маленький ребенок, и это его первое произведение, которое он, словно хрупкий подснежник принес именно вам, чтобы поделиться этой радостью. Одно неловкое слово, замечание, насмешка и родитель может лишить себя возможности наслаждаться, видя как перед ним растет юный поэт, а в душе ребенка поселить стыд за его настоящие и будущие творческие попытки.

Поэтому поэтические строки малыша следует выслушивать не менее внимательно, чем рассматривать его рисунки и поделки. Скажите ему, как вам понравилась рифма «рука-река», какую интересную историю он сумел рассказать с помощью стихотворения, пусть даже в тексте будет сочетаться несочетаемое: «Шел кузнечик мимо речки,  Где скучали две дощечки». Ребенок должен увидеть вашу заинтересованность, ему будет приятно знать, что он смог вас удивить и обрадовать. Главное, чтобы вы выразили малышу искреннее если не восхищение, то удивление его творением.

Разрушение зАмков

Иногда мы видим, что ребенок по нашему мнению не вполне точно изобразил что-то: подобрал не ту рифму, использовал не ту краску. Я понимаю желание помочь ребенку и исправить его огрех. Но здесь самое время вспомнить о бесконечных мирах воображения, о которых многие взрослые забывают, привыкнув к чему-то одному: у лошади — четыре ноги, трава — зеленая, а солнце — это круг с лучиками.

Разглядывая рисунок или поделку малыша, слушая его стихи, не стоит опираться на критику и исправлять, ведь у лошади вполне может быть восемь ног, потому что при быстром беге они так мелькают, что невозможно подсчитать. Вместо этого вооружитесь удивлением: «Ого, как мне нравится, что у твоей лошади так много ног. Теперь она может бегать еще быстрее», «Как здорово ты придумал — розовый слоненок. Мама теперь сможет его быстро находить в джунглях».

Куда ставить-то?

Творение человека, независимо от возраста, — это часть его души. И каждому будет неприятно увидеть результат своей работы в мусорном ведре, тем более ребенку. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы сохранять и беречь рисунки и поделки своего малыша. Для рисунков можно завести специальную папку или вешать на стену, а для поделок из бумаги, пластилина, элементов конструктора найдется место на полке или в коробке.

chto_delat_s_detskimi_risunkamiЯ не призываю хранить все творения малыша. Это слишком много, но в первые две недели после создания того или иного произведения детского творчества, его стоит держать в папке или на стене. Тогда вопрос ребенка «А где та картина с тигром, которая так тебе понравилась?», не заставит вас краснеть и выкручиваться.

Кстати, отбирая потом для домашней коллекции поделки и рисунки малыша, вы можете создать семейную традицию: ежегодно доставая творческую папку или коробку, ваша семья будет наблюдать, как рос и развивался ваш маленький творец. А если у вас несколько детей, будет замечательно, если у каждого из них будет своя творческая коробка.

Хвалить ребенка за творчество необходимо. Надеюсь, эти советы пригодятся вам и помогут осторожно и не спеша раскрыть творческий потенциал ребенка.

Вам также может быть интересно::

Комментарии ( 5 )

  • Оля, большое спасибо за нужную статью! Это полезное знание, действительно, чаще всего в нужный момент всплывают только стандартные «молодцы» и иже с ними… Обращая внимание на детали, можно обнаружить в «примитивном» и неумелом детском рисунке необычные решения, и сам ребенок, которого похвалили таким образом, тоже станет замечать и более осознанно использовать то, что в данный момент вышло само собой.ну и конечно, тот факт, что подобные похвалы неповторимы и всегда к месту — просто находка! Удачи Вам!

  • Спасибо, за статью! Да, правильно похвалить это очень важно! Дети очень ждут одобрения близких, как важно сделать все правильно. Чтобы не отбить охоту творить и не привить кучу комплексов.

    • Анна, действительно, порой неправильная похвала (ее отсутствие, критика) создают в детстве блоки на рисование и другие способы самовыражения. Человек может считать, что не умеет рисовать, а порой к какому-то из видов творчества формируется даже отвращение, ненависть.

  • Спасибо, Ваша статья заставила задуматься. Действительно, первое, что говорю «Молодец и умница». И не задумывалась, что думает о моей похвале малыш. Обязательно учту ваши рекомендации в дальнейшем.

Опубликуйте ваше мнение

В начало